В США, странах Европейского сообщества законодательно запрещены картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением объема выпуска и производственных мощностей[6, с.381].
Выделяют два основных типа картелей: картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли, и картели, ставящие своей целью распределение и фиксацию рыночных долей.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста[6, с.381]. В России наиболее распространены строительные тресты.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль[6, с.382].
В 60-х годах в США и некоторых других странах появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
Из всех рынков несовершенной конкуренции наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является монополия, В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие отрасль и фирма совпадают.
Чистой монополией называют единственного в отрасли продавца товара, не имеющего заменителей. Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких товаров – заменителей, выпускаемый продукт уникален. В этих условиях монополист обладает уникальной властью с точки зрения реализации продукта, контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Примером монополии могут служить отрасли естественной монополии – такие отрасли, где конкуренция вредна, ибо действие положительного эффекта масштаба настолько сильно, что наличие нескольких конкурирующих между собой фирм приведет не к увеличению эффективности отрасли, а к ее потере. Например, если в сфере производства электроэнергии, газо- и водоснабжения одно крупное предприятие обслуживает регион, то это предприятие - естественная монополия. Все прочие отрасли, не относящиеся к естественной монополии, в случае монополизации получают название предпринимательской монополии. Монополия может быть защищена от конкурентов патентом на изобретение, ноу-хау и т.п.
С точки зрения причин возникновения монополии в отрасли можно выделить несколько видов монополизма.
Первый вид монополизма – это монополизм, выросший из конкуренции, базируясь на концентрации и централизации производства и капитала. В этом случае монополистом становится самый сильный, самый эффективный производитель, сумевший выиграть конкурентную борьбу и вытеснить соперников с рынка. Но парадокс заключается в том, что самый эффективный производитель в отрасли, выиграв, наконец, конкурентную борьбу и став монополистом, утрачивает стимулы конкурентной борьбы. Монополизированная отрасль развивается медленнее, чем при конкуренции, бывший эффективный производитель консервирует отсталые технологии. Поэтому предприятия – монополисты такого рода находятся под непрестанным контролем государства, поскольку оно преследует цели содействия экономическому росту страны.
Второй вид монополизма представляет технологические олигополии и монополии. Этот вид монополии обусловлен спецификой технологии. Примерами могут служить электроэнергетика, металлургия, железнодорожный транспорт, т.е. те отрасли, где сама технология требует существования крупных предприятий, контролирующих большие объемы материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Технологические монополии можно назвать естественными, поскольку существование большого количества мелких предприятий в таких отраслях не увеличивало бы. А уменьшало экономическую эффективность отрасли.
Третий вид монополизма – монополизм, обусловленный диверсификацией продукции. Так, если фирма обладает своей торговой маркой, делает скидку для постоянных клиентов, то тем самым в конкурентную среду вносятся монополистические мотивы. В развитых странах этот тип монополизма получил самое широкое распространение.
Четвертый вид монополизма – монополизм, основанный на лидерстве в научно-технических разработках. Здесь монополия является не тормозом, а ускорителем научно-технического прогресса. Такой монополизм носит временный характер и исчезает по мере освоения фирмами-конкурентами новых технологий. Защитой монополии в этом случае являются патенты на изобретения и лицензии на их использование.
Пятый вид монополизма – естественные государственные монополии и монопсонии. Сюда относятся монополия государства на выпуск денег, покупку военной техники или товаров стратегического назначения, т.е. товаров, выпуском или покупкой которых занимается только государство, и это рассматривается как выполнение государством своих функций (по обеспечению обороноспособности страны, по организации денежного обращения и т.д.) Монопсония – ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы. Примерами монопсонии в России являются Газпром на рынке доставки газа потребителям, Транснефть на рынке трубопроводных экспортных поставок нефти, а так же РЖД на рынке тягового подвижного состава.
Шестой вид монополизма – монополизм административно-командной экономики. При данном виде монополизма предприятия изначально являются государственными монополиями, никогда не испытывающими конкурентной борьбы и не стремящимися доказать свое лидерство. При этом лишь незначительную часть монополий можно назвать естественной, адекватной потребностям общества. В подавляющем виде монополизм этой группы представляет собой сугубо негативное явление, для него характерен высокий уровень централизации производства. Представляющие его предприятия не связаны с рынком, ибо их деятельность не распространяется напрямую на реализацию продукции на товарных рынках, поскольку эту функцию берет на себя государство. Такой вид монополизма тормозит научно-технический прогресс, не способствует улучшению качества продукции[6, с.389].