Монопольно высокая цена товара:
1. Монопольно высокой ценой является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
2. Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в части 1 настоящей статьи критериев. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.
Монопольно низкая цена товара:
1. Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.
2. Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в части 1 настоящей статьи критериев. Не признается монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. Не признается монопольно низкой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии[1].
Заключение
Целью работы было рассмотреть чистую монополию, её сущность, формы и виды.
Для достижения цели решены были следующие задачи:
1. изучены теоретические аспекты монополии, её формы и виды, а так же развитие рыночной цены в условиях чистой монополии;
2. рассмотрены сущность антимонопольного регулирования и применения антимонопольной политики в России.
Монополистические образования – это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая. Естественная монополия отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной фирмой. Административная монополия – это монополия, защищенная нормативно-правовыми актами. Она возникает вследствие действий государственных органов. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.
Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Чистой монополией называют единственного в отрасли продавца товара, не имеющего заменителей. Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких товаров – заменителей, выпускаемый продукт уникален.
С точки зрения причин возникновения монополии в отрасли можно выделить несколько видов монополизма.
1. монополизм, выросший из конкуренции
2. монополизм, обусловленный диверсификацией продукции
3. естественные государственные монополии и монопсонии
4. монополизм административно-командной экономики
Развернутая формула равновесия цены, доходов и издержек в условиях монополии выглядит так:
P > MR = MC < AC
Она характеризует ситуацию, при которой фирма монополист выбирает такой объем производства и цену, при которых возможно получить наибольшую массу прибыли.
Монополии на современном этапе – это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.
Из многочисленных негативных факторов монополизма можно выделить такие как:
– практика образования монопольных цен
– создание искусственного дефицита на товары и услуги
– торможение развития научно-технического прогресса.
Таким образом, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен, наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Государство берет деятельность монополий под контроль, при этом оно не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Государство создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго.
Антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:
– охрана и поощрение конкуренции;
– контроль над фирмами, занимающими лидирующее положение на рынке;
– контроль над ценами;
– защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.
В целом антимонопольное регулирование включает в себя: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.
В 1890 г. американский конгресс принял Акт Шермана против трестов. Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества.
Демонополизация российской экономики прежде подразумевает под собой, во-первых, демонтаж административно-командной системы управления, и, во-вторых, изменение мотивационного поведения субъектов экономики посредством механизма, формирующего инициацию предпринимательской инициативы и конкуренции. В-третьих, элемент демонополизации – закрепление правовых основ, исключающих монопольные действия государственных органов и участников хозяйственного оборота.
8 июля 2006 года Государственной Думой был принят закон о защите конкуренции. Он включает в себя 10 глав. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.