1. возможность привлечения финансовых ресурсов для развития большого числа собственников, которые не участвуют в ежедневном управлении предприятием (выпуск акций и облигаций);
2. ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, т.е. только в пределах внесенного пая;
3. диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам деятельность;
4. возможности лоббирования своих интересов через механизмы государственной власти.[8]
Корпорации, действующие в рамках законодательства, являются экономическими системами, независимыми от их владельцев. Совладельцы корпораций имеют лишь ограниченную ответственность. Это определяет стабильность и продолжительность существования такого рода фирм. Корпорация должным образом защищает вкладчика от потерь, т.к. акционеры не могут потерять больше, чем они вложили.
Недостатками корпорации являются:
1. сложность регистрации и отчетности перед государственными органами, что требует услуг адвокатов;
2. проблема «принципал-агент»;
3. двойное налогообложение прибыли. Сначала налогом облагается прибыль корпорации, а затем налог на доход, полученный в форме дивиденда, уплачивают ее акционеры.
Надо заметить, что максимизация долгосрочной прибыли становится главным мотивом поведения среди фирм, которые фактически выживают и закрепляются на рынке. Это происходить из-за следующих соображений. Чтобы получать средства производства, труд и другие ресурсы для производства товаров, предприятия должны получить финансирование от инвесторов. Инвесторы безразличны к тому, как предприятие использует предоставленные ему деньги. Они заинтересованы в доходах, которые принесут вложенные суммы, и в минимуме риска потерять их. Предприятия, которые могут обеспечить высокую прибыль вложений и меньший риск, будут иметь преимущества в финансировании, необходимом для расширения производства. Это можно рассмотреть на примере корпораций.
В корпорациях имеет место отделение собственности на предприятие от управления им. Соответственно возникает возможность того, что управляющие не будут действовать в соответствии с интересами собственников, которые не способны полностью исключить такое поведение. Возможно, что управляющие будут стремиться увеличить свои доходы через увеличение штатов сверх той численности, которая необходима для максимума прибыли.
Рис. 2. Максимизацияштатовуправляющих.[9]
На рис.1 по горизонтальной оси откладывается численность управленческого персонала в человеко-часах в единицу времени, а по вертикальной оси – общая прибыль за ту же единицу времени. Кривые безразличия, говорящие о предпочтениях управляющих (получение большой прибыли, увеличение управленческих штатов, повышение своих окладов), выпуклы к началу координат. Вдоль кривых безразличия возможно замещение одной или другой без изменения уровня благосостояния управляющих. Кривая OS0демонстрирует соотношения между уровнем прибыли и численностью штатов. Увеличение численности управляющих при прочих равных условиях увеличивает прибыль, до достижения точки В при численности штатов S2. Потом прибыль снижается до нуля при численности штатов S0.
Для максимизации благосостояния управляющих их численность должна достигнуть S1, где кривая безразличия U2U2 касается множества технических возможностей. Если бы отделения собственности от управления не было, численность управляющих установилась бы на S2и прибыль была бы максимальной. Управляющие действовали бы так, как если бы они являлись собственниками.
Эта и многие другие модели поведения управляющих не могут обоснованно объяснить поведение фирмы иными, чем максимизация прибыли, мотивами, т.к. существует конкурентный рынок управленческих услуг и управляющие могут сменяться в корпорации по воле акционеров. Поэтому в конечном итоге управлять фирмой станет команда, способная действовать в интересах получения прибыли. Иначе акционеры могут избирать новый совет директоров. Конкуренция заставляет управляющих действовать в интересах получения максимальной прибыли, даже если бы они хотели действовать по-другому.
В дополнение к рассмотренным организационным формам бизнеса существуют и бесприбыльные фирмы. Это колледжи, профсоюзы, общества милосердия и др. Они также принимают участие в производстве товаров и услуг, торговле, обеспечении занятости. Некоторые из них зависят от пожертвований, гонораров. Если они получают больше, чем тратят, излишки по закону вкладываются в дело.
Большинство бесприбыльных фирм юридически являются корпорациями. Однако в них нет акционеров, а управление осуществляется попечителями, которые выбираются по внутренним уставам этих организаций.
Также выделяются кооперативы, которые образуются потребителями, фермерами и т.д. для получения общей пользы. Прибыль в них распределяется между своими членами. В пример можно привести кооперативный супермаркет, чей доход распределяется между членами кооператива на основе их закупок в течение года. Однако не всегда кооперативы стремятся к получению только прибыли. Они также дают возможность потребителям объединять свою покупательскую способность и покупать товары по оптовым ценам и др.
В нашей стране немаловажной является проблема развития малого предпринимательства, включающего рассмотренные выше организационные формы бизнеса.
Критерии определения малого бизнеса различны по странам. По общепринятой мировой практике малые и средние фирмы – это те, которые имеют численность занятых до 500 человек. Если для экономически развитых стран характерны малые фирмы – экономически мощные гиганты, которые обеспечивают технологический прорыв, с углубленным разделением труда, то в России это действительно слабые предприятия, требующие усиленной поддержки государства и общественных организаций. Поэтому одним из решающих условий для проведения экономических реформ в России, чтобы вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого бизнеса. Этот сектор экономики создает необходимую конкуренцию, быстро реагирует на изменения в рыночной экономике, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Для экономики в целом деятельность малых предприятий оказывается важным фактором повышения ее гибкости. Малый бизнес возникает либо самостоятельно, при поддержке государства и различных фондов, либо как зависимый от большого бизнеса и нацелен на повышение его эффективности. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие малого бизнеса должно стать основной задачей общества, чтобы обеспечить переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, это торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.