Рис. 5. Структура и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания
Структура площадей различных видов помещений зависит в первую очередь от применяемых методов продажи товаров, определяющих соотношение площадей, отводимых для осуществления основных и вспомогательных торгово-технологических процессов. В магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей удельный вес торговой площади в общей площади магазина колеблется в пределах 45-46%, то в магазинах самообслуживания он возрастает до 55-65%, а в магазинах реализующих товары по образцам и каталогам - до 65-75%. Кроме того, специалисты по торговле обращают внимания на то, что существенное влияние на структуру площадей оказывает форма товарной специализации магазинов, это можно проследить по данным таблицы 2.
Рассматривая рекомендации, изложенные в таблице 2, следует обратить внимание на то, что в настоящее время структура площадей многих магазинов самообслуживания не соответствует этому методу продажи. Как правило, в непродовольственных магазинах основная масса товарных запасов, находящихся в магазине перемещается непосредственно в торговый зал. Так, если в магазинах с обычными методами продажи непродовольственных товаров доля запасов, находящихся в торговом зале составляет 20-25%, то в магазинах самообслуживания она доходит до 40-60%, что создает предпосылки для существенного распределения площадей между торговым залом и складским помещением. За счет повышения доли торговой площади в общей площади на 1% товарооборот магазинов самообслуживания увеличивается на 0,2-0,4%
В связи с этим, можно сделать вывод, что торговые фирмы должны ориентироваться на повышение доли торговой площади магазинов самообслуживания, организуемых в ранее действовавших магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей, в первую очередь за счет сокращения площади других помещений, примыкающих непосредственно к торговому залу.
Таблица 2
Рекомендуемая структура площадей различных видов помещений в магазинах самообслуживания
Форма товарной специализации магазинов | Торговая площадь | Площадь для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже | Площадь подсобных помещений | Площадь административно-бытовых и технических помещений | Итого, % | |
всего | В т.ч. торгового зала | |||||
Продовольственные | 60 | 55 | 25 | 8 | 6 | 100 |
Универмаги | 54 | 56 | 31 | 9 | 6 | 100 |
"Товары для детей" | 58 | 56 | 27 | 9 | 6 | 100 |
"Товары для молодежи" | 60 | 58 | 25 | 9 | 6 | 100 |
"Товары для женщин" | 61 | 59 | 24 | 9 | 6 | 100 |
"Товары для мужчин" | 61 | 59 | 24 | 9 | 6 | 100 |
"Товары для дома" | 57 | 55 | 28 | 9 | 6 | 100 |
"Галантерея" | 63 | 61 | 23 | 8 | 6 | 100 |
По своему назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на такие основные зоны: площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров; площадь, занимаемая узлами расчетов; площадь проходов для покупателей.
В зависимости от типа здания, размеров и конфигурации торгового зала в магазинах применяются следующие системы размещения оборудования: линейная с продольным размещением оборудования; линейная с поперечным размещением оборудования; боксовая и смешанная. [24]
Наиболее рациональной является линейная система расстановки оборудования, так как она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего торгового зала. К тому же, варьируя длину линий, можно регулировать концентрации покупателей на различных участках торгового зала.
В торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м. целесообразно применять линейную систему с продольным размещением оборудования, а при ширине 13-24 м. наибольший эффект дает линейная система с поперечным размещением оборудования. В крупных магазинах, где ширина торгового зала превышает 24 м, целесообразно применять смешанную систему расстановки оборудования, комбинируя при этом его продольное и поперечное линейное размещение.