Заключительным этапом процесса стратегического финансового планирования является прогноз денежных потоков. Планирование денежных потоков является составной частью общего процесса планирования.
В процессе планирования отражается ожидание изменения в продажах, издержках, прибыли, активах и пассивах, но, главное, разрабатываются схемы денежных потоков, которые определяют внутреннее распределение обязанностей по учету и контролю за его расходами. Одновременно планирования денежных потоков служит инструментом контроля за ликвидностью.
Основной характеристикой финансового плана является его продолжительность во времени.
По времени планирования финансовые планы делятся на[8]:
- перспективные (стратегические);
- текущие;
- оперативные.
В условиях современной российской действительности продолжительность финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну.
Ключевой чертой стратегического планирования является его гибкость, обусловленная гибкостью плановых горизонтов времени. Данная гибкость обеспечивается ориентацией на такие критерии, как жизненный цикл продукции, цикл изменения спроса на выпускаемую продукцию, период времени реализации намеченных целей и др. Очевидна зависимость горизонта планирования от критериев и характера стратегических целей. Так, горизонт может задаваться жизненным циклом продукта или решением о модернизации и перевооружении компании. В данных случаях горизонты планирования могут существенно отличаться.
Анализируя опыт стратегического планирования в различных компаниях, фирмах, можно увидеть значительные трансформационные процессы. Появляются новые трактовки, механизмы, что обусловливает необходимость использования новых терминов: экономическое планирование, бизнес-планирование, маркетинговое планирование, деловое планирование и др. Однако практически это зачастую просто новые комбинации терминов для описания процессов, происходящих в рамках деятельности, которую лучше всего определить как стратегическое планирование.
Можно дискутировать по поводу формата перспективных плановых проектировок, называя их и «стратегическим планированием», и «долгосрочным планированием». Главным представляется, что в систему регулирования должна быть встроена целереализующая система планового регулирования, учитывающая реализацию развития рыночных отношений.
В настоящих условиях, современных научно-технических и реформационных тенденций развития, экономика страны и ее компании нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций социально-экономического и научно-технического развития. «Планомерность» в стратегических действиях компаний и предприятий все больше становится настоятельной необходимостью.
Внутрифирменное планирование в западных корпорациях прошло долгий и трудный путь. Главная задача была в том, чтобы приспособить фирмы к условиям экономической конъюнктуры, состоянию товарных, фондовых рынков, рынка технологии и рынка рабочей силы. Адаптация компаний и фирм к окружающей среде шла сложно. Корпоративное планирование оказалось достаточно дорогим удовольствием в условиях его слабой предсказуемости. Однако крупные корпорации от него не отступились. Велся активный поиск тех форм, которые отвечали бы особенностям корпоративной организации.
Парадоксально, но Россия, по всей видимости, является единственным среди развитых стран мира государством, не обеспечивающим свои экономические субъекты эффективными ориентирами будущего развития. И это происходит в стране, которая дала миру "систему планирования" (при всех дефектах ее реализации в СССР).
Очевидно, что процесс планирования как форма регулирования более ценен, чем сам план как таковой, его формы и методы разработки. При этом нельзя забывать, что корпорации большого бизнеса действуют как своего рода государство, имеющее определенные цели социально-экономического развития, программы и макроэкономические индикаторы развития.
Перспективный финансовый план конкретизируется в виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основной документ текущего финансового планирования - баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана финансовый менеджер исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонды накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств.
Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.
В дополнение к балансу доходов и расходов целесообразно составлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой определяются источники финансирования по каждой статье планируемых расходов.
Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. Структура (схема) платежного календаря аналогична текущему финансовому плану, но отражает ежедневное движение средств в балансе доходов и расходов предприятия.
В процессе разработки финансового плана могут быть использованы следующие методы[9]:
1) нормативный метод;
2) балансовый метод;
3) расчетно-аналитический метод;
4) методы экономико-математического моделирования;
5) метод прямого счета.
В основе любого из вышеуказанных методов планирования лежит имеющая место взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и себестоимостью.
Нормативный метод основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей финансового плана.
При определении налоговых платежей предприятие использует ставки налогов, являющиеся федеральными, региональными или местными нормативами. Амортизационные отчисления могут планироваться исходя из централизованно установленных норм амортизации (федеральный норматив) или самостоятельно определяться предприятием на основе срока полезного использования (внутренний норматив). Примером групповых нормативов, установленных для малых предприятий, являются льготные ставки по налогу на прибыль, особые возможности начисления амортизации, в акционерных обществах это нормативы отчислений в резервный фонд, фонд акционирования работников предприятия или фонд для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.
Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под обесценение вложений в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев.