ВВЕДЕНИЕ
Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг.
До начала 60-х годов ХХ-го века лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его в лизинг.
Я считаю, что выбранная мной тема выпускной квалификационной работы, является одной из наиболее актуальных в создавшейся ситуации в экономике большинства предприятий РФ. Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования (производственные фонды страны изношены, по оценкам специалистов уже на 60 – 70 %, через два – три года ожидается их массовое выбытие на 25 %, а к 2006 году на 50 %)[1], низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.
Внастоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты, что невыгодно, так как процент по ним довольно высокий и, как правило, необходим залог имущества.
Минимальная потребность российской экономики в инвестициях капитального характера на ближайшие несколько лет оценивается в 150 – 250 млрд. долларов, а дефицит средств составляет более 90 – 95 % от потребности, что превышает средние показатели развитых стран в 12 – 15 раз, а развивающихся в 5 – 7.[2]
Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг, под залог партий товара, недвижимости. В своей работе я постараюсь раскрыть понятие лизинга, его виды, экономическую сущность, исследовать причины его развития и преимущества по сравнению с кредитом, описать методы расчета лизинговых платежей, провести сравнение их эффективности между собой и по отношению к покупке оборудования в кредит, и доказать, что предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет.[3]По моему мнению, нынешняя экономическая ситуация в России, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа. Кроме того, арендатор не имеет возможности использовать полученные средства на не оговоренные в соглашении с арендодателем цели, ибо необходимое оборудование приобретает лизинговая компания.
В своей работе я рассматриваю лизинг с точки зрения финансирования капитальных вложений предприятия (приобретение нового оборудования).
В главе 1 дается общее представление о лизинге, история его возникновения, экономическая сущность, причины развития, преимущества и недостатки. Дается перечень нормативно-правовых документов, регулирующих лизинговую деятельность в РФ, описывается порядок заключения лизингового контракта (с образцами документов) и особенности бухгалтерского учета лизинговых операций.
В главе 2 приводятся методические рекомендации, разработанные Министерством экономики РФ, и предназначенные для расчетов лизинговых платежей при заключении договоров финансового лизинга и описываются особенности налогообложения лизинговых операций.
В последней главе приводятся примеры расчета лизинговых платежей по договору оперативного лизинга и по договору финансового лизинга (несколько вариантов, в зависимости от условий договора), проводится сравнение их результатов.
При написании данной работы были изучены законодательные и нормативные документы, регулирующие лизинговые отношения в Российской Федерации, научные труды известных экономистов, занимающихся проблемами лизинга: д.э.н., профессор И.Я. Лукасевич, д.э.н., профессор Т.А. Краева, д.э.н., профессор Л.А. Вафина, д.э.н., профессор А.К. Салимжанов, д.э.н., профессор А.А. Астахов, д.э.н., профессор И.А. Акодис, к.э.н., профессор А.П. Пантелеев, к.э.н., профессор О.В. Португалова, к.э.н., доцент В.П. Подьячих, к.э.н., доцент О.Н. Лихачева, к.э.н., доцент В.К. Проскурин, к.э.н., доцент Л.М. Бурмистрова, к.э.н., ст. преподаватель Т.А. Козенкова, Л. Н. Прилуцкий, М. И. Лещенко, В. Д. Газман Е. В. Трушкевич, С. В. Трушкевич, а так же экономические печатные издания («Деньги и кредит», «Лизинг – курьер», «Экономист», «Финансы», «Эксперт», «Рынок ценных бумаг», «Консультант») за период с 1998 г. по 2002 г. и информация с интернет-сайтов ведущих лизинговых компаний.
В настоящее время на российском рынке лизинговых услуг работает большое количество лизинговых компаний, число которых постоянно растет. Эти компании способны привести в движение высвобождающиеся производственные мощности и значительно удовлетворить потребности промышленных и коммерческих предприятий в использовании оборудования (имущества). Причем при дефиците финансовых ресурсов, эти структуры способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив технологическое оснащение их производства, т. е. заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема.
Глава 1. Основные положения о лизинге
Слово «лизинг» является русской транскрипцией английского термина «lease», переводимого на русский язык как «аренда»[4]. В начале девяностых годов в нашей стране начали использоваться финансовые институты, ранее не известные ни нашей экономике, ни праву. Одним из них является финансовая аренда. Желание выделить новый вид аренды привело к возникновению термина «лизинг». Некоторые авторы не соглашаются с такой терминологией и предлагают использовать термин «финансовый лизинг»[5], однако в нашем законодательстве последнее понятие имеет специальное значение, а исследуемый вид отношений именуется финансовая аренда (лизинг). Поэтому в своей работе я буду оперировать понятием «лизинг», подразумевая под ним особый вид аренды.