Введение
По мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий является их конкурентоспособность.
Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. Рыночная конкуренция уже сейчас стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования.
Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Вместе с тем, политика многих предприятий в области обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг нередко оказывается недостаточно квалифицированной.
Разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной.
Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: исследование механизма управления конкурентоспособностью на примере конкретного предприятия и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности.
Исходя из поставленной цели, задачаминастоящейработы являются:
- раскрытие сущности понятия «конкурентоспособность» и факторов, ее определяющих и рассмотрение стратегий используемых при обеспечении конкурентоспособности;
- исследование механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке на примере конкретного предприятия;
- разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия на базе проведенного анализа.
Поставленные задачи определили структуру дипломной работы, которая включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.
В первой главе раскрыто понятие «конкурентоспособность», рассмотрены факторы, ее определяющие рассмотрены методы анализа конкурентных преимуществ, и указаны стратегии достижения конкурентоспособности на рынке.
Во второй главе дана технико-экономическая характеристика и изучен механизм обеспечения конкурентоспособности на рассматриваемом предприятии ИЧТУП «Сибирский берег-Белоруссия».
В третьей главе представлены предложения по повышению уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия на базе проведенного анализа.
Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, системном подходе, методах дедукции, сравнительного и экономического анализа, экономико-статистических и социологических методах. Основными методами изучения проблем конкурентоспособности являются анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование. Анализ предполагает расчленение всего процесса на отдельные элементы. Синтез означает соединение разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое или новую организационную систему. Анализ и синтез неразрывно связаны между собой при исследовании проблем управления конкурентоспособности.
Всеобщими методами познания в науке являются индукция и дедукция. Индукция позволяет получать новые научные знания на основе обобщения фактов. Дедукция дает возможность получения научных выводов по законам логики. Индуктивный (эмпирический) метод объясняет прошлое: от фактов - к новым знаниям, от результатов - к причине, от практики - к теории. Дедуктивный (теоретический) метод служит проектированию будущего: от причин - к результатам, от теории - к прогнозам развития кадровой политики. Эти методы исследования находят широкое применение в научной и практической деятельности ученых и специалистов.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов в области управления персоналом, таких как, Виханский О.С. (издательство «Экономистъ», г. Москва), ОрловА.И. (издательство «КомКнига», г. Москва), Райс Э., Траут Д. (издательство «Веды», г. Минск), Фатхутдинов Р.А. (издательство «Эксмо», г. Москва) и ряда других.
В числе информационных источников работы использовались публикации в периодической печати, в том числе в общеотраслевых журналах.
Следует отметить, что вопросы, связанные с рассматриваемой темой освещены в научной и периодической литературе в объеме, достаточном для написания работы.
В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.
Чтобы выявить сущность категории «конкурентоспособность» продукции как таковой, прежде всего, необходимо учитывать, что она применительно к условиям рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя [34, с.127].
Зачастую оценка конкурентоспособности товара, отражаемая в современной экономической литературе, основана на учете только двух, хотя и интегральных, показателей - его качества и цены потребления.
На практике критерии, по которым потребитель оценивает и выбирает товар, включают в себя гораздо большее число показателей, чем цена и качество. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара необходимо учитывать не только требования потребителя к его цене и качеству, но и требования, относящиеся в основном к сфере заключения сделки и эксплуатации товара, такие как оперативность поставки, обеспеченность запчастями, организация сервиса, репутация страны-изготовителя и конкретного поставщика и т.д. [27, с.48].
Таким образом, концепция маркетинга приводит к более широкому понятию реальной конкурентоспособности товара, которое зависит не только от соотношения «качество-цена» и, не только от соответствия критериям потребителей, но и от конкурентоспособности всей маркетинговой деятельности фирмы.
Изучение теории и практики маркетинга дает возможность утверждать, что основным принципом оценки конкурентоспособности товара является его сопоставление с соответствующими потребностями покупателя.
Затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством товара или услуги состоят (складываются) из двух статей: