В целях усиления работы по сбыту продукции завода, перераспределения регионов сбыта и укрепления коммерческих отделов МКЦ изменена структурная схема управления маркетинг-центром МТЗ.
Для повышения эффективности и качества управления на МТЗ планируется совершенствование АСУ производства и производственными процессами, которое предусматривает развитие оптоволоконной сети завода, создание локальных вычислительных сетей, замена ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ на современные средства вычислительной техники, создание САПР и современных АРМ.
Основные технико-экономические показатели необходимые для проведения анализа производства данного предприятия, результаты деятельности РУП «МТЗ», сведены в таблице: «Исходные данные для анализа производственной деятельности РУП «МТЗ» (см. Приложение 1).
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала РУП «МТЗ» на 1.01.2006г. составляла – 19 075 человек, в том числе рабочих – 14 628 человек.
За 2005 г. на РУП «МТЗ» было собрано – 42 158 тракторов и машин, из них 35 721 шт. – трактора мощностью до 120 л.с., 5 817 шт. – энергонасыщенные трактора, мощностью от 120 л.с. и выше.
Объем производства продукции в отпускных ценах без налогов и платежей из выручки составил – 1 324 964 млн. руб.
Объем отгруженной продукции в фактических отпускных ценах без налогов и платежей из выручки – 1 337 385 млн. руб., в том числе:
на внутренний рынок страны – 391 411 млн. руб.;
в страны СНГ – 605 026 млн. руб.;
в страны, не входящие в состав СНГ – 340 948 млн. руб.
За 2005 год было произведено:
запасных частей – 50 643 млн. руб.;
кооперированных поставок – 132 680 млн. руб.;
товаров народного потребления – 1 095 млн. руб. и др.
Выше было сказано, что показатели экономической эффективности должны представлять собой систему оценок, охватывающую всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия и состоящую из обобщающих и функциональных показателей.
Обобщающие показатели
К группе обобщающих показателей можно отнести следующие:
- темпы роста выпуска продукции;
- общая рентабельность и её рост;
- затраты на 1 руб. товарной продукции, производство чистой продукции на 1 руб. затрат.
Показатель темпов роста производства чистой (товарной) продукции используется в целях анализа динамики производства Товарная продукция – отличается от валовой тем, что в неё не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году.
Темпы роста объема чистой (товарной) продукции рассчитываются по формуле:
, (1)
где Тi – объём чистой продукции в i-м периоде, млн. руб.;
Тб – объём чистой продукции в базовом периоде, млн. руб.
Таким образом, темпы роста объёма чистой продукции составляют:
В нашем случае, за 2005 г. по сравнению с 2004 г. объём производства товарной продукции увеличился на 13,4 %. Это значит, что объём товарной продукции в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличился на 118 246 млн. руб.
Показатель затраты на 1 руб. товарной продукции, показатель производства чистой продукции на 1 руб. затрат
Затраты предприятия на производство продукции состоят из следующих элементов затрат:
- материальные затраты (сырьё и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и др.);
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных средств;
- прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.)
Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции – важный обобщающий показатель себестоимости продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах:
, (2)
Следовательно, затраты на 1 руб. товарной продукции в 2004 г. составили:
а в 2005 г.:
Таким образом, предприятие РУП «МТЗ» в 2005 г. затратило на 1 руб. товарной продукции 0,658 руб., что говорит об уменьшении затрат, т.к. в 2004 г. данный показатель составлял 0,677 руб.
В показателе затрат на 1 руб. товарной продукции концентрируются все текущие издержки производства, вызванные выработкой и реализацией всей товарной продукции – основной и неосновной, сравнимой и несравнимой. Разница между 1 руб. товарной продукции и затратами на неё показывает величину прибыли, полученную предприятием с каждого рубля товарной продукции. Уровень этих затрат отражает также уровень организации производства.
Обратный показатель затратам на 1 руб. товарной продукции, показатель производства чистой продукции на 1 руб. затрат:
, (3)
где Т – объём чистой продукции в i-м периоде, млн. руб.;
Ст – себестоимость продукции, млн. руб.
Следовательно, показатель производства чистой продукции на 1 руб. затрат составляет:
- 2004 г.
- 2005 г.
Таким образом, мы видим, что этот показатель улучшился по сравнению с 2004 г., что свидетельствует о хорошем уровне организации производства.
Общая рентабельность и её рост, факторный анализ рентабельности производства завода
В данном разделе мы уделим особое внимание исследованию показателя общей рентабельности предприятия, а также рассмотрим факторы и изучим меры влияния каждого из них на итоговый показатель рентабельности предприятия.
Общая рентабельность производства – один из важнейших качественных показателей экономической эффективности производства. В нем обобщается деятельность предприятия, выражающаяся в соотношении используемых ресурсов производства (средств производства) и полученного эффекта. В этом смысле рентабельность представляет модификацию коэффициента экономической эффективности.
Определяя рентабельность производства на любом уровне хозяйствования, необходимо получаемый эффект сопоставить с производственными затратами, которые могут быть текущими и единовременными (в том числе капитальными).
Текущие затраты представляют собой средства, расходуемые предприятием на производство и реализацию продукции, выступают в виде полной себестоимости и покрываются выручкой от реализации продукции. Единовременные (в том числе капитальные) затраты овеществляются в основных и оборотных производственных фондах, которые покрываются за счет прибавочного продукта, создаваемого в течение многих производственных циклов.