ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях главными задачами развития экономики является повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. В условиях рынка финансово-хозяйственная деятельность предприятия осуществляется за счёт самофинансирования, а при недостатке собственных финансовых ресурсов, за счёт заёмных средств. Поэтому необходимо знать какова финансовая независимость предприятия от заемного капитала и, какова финансовая устойчивость предприятия. Финансовая устойчивость во многом определяется структурой капитала, то есть долей собственного и заёмного капитала в общем, капитале предприятия.
Степень финансовой устойчивости предприятия интересует инвесторов и кредиторов, так как на основе её оценки они принимают решения о вложении средств в предприятие, поэтому вопросы управления финансовой устойчивостью предприятия являются весьма актуальными для предприятия.
Целью данной работы является разработка мероприятий по повышению финансовой устойчивости предприятия.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. изучить теоретические основы управления финансовой устойчивостью предприятия;
2. рассмотреть основные методы анализа финансовой устойчивости предприятия;
3. провести комплексный анализ финансовой устойчивости для выявления состояния предприятия;
4. разработать мероприятия по повышению финансового состояния предприятия.
Объектом данного исследования является финансовая устойчивость предприятия, предмет исследования – факторы, определяющие уровень финансовой устойчивости предприятия.
Работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первом разделе рассматриваются содержание, основные понятия финансовой устойчивости и проблемы анализа финансового состояния предприятия.
Во втором разделе дается характеристика методов анализа финансового состояния и финансовой устойчивости, а также оценка структуры источников средств предприятия.
В третьем разделе проводится оценка финансовой устойчивости, рассчитывается потребность в заёмных средствах и выбирается рациональная структура источников средств для конкретного предприятия.
При проведении исследования использовались как методические пособия, так и публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященных данной проблеме.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
Финансовый менеджмент направлен, прежде всего, на управление денежным потоком и оборотными средствами. Поэтому сводить финансовый менеджмент только к инвестиционным решениям и рассматривать его только с позиции науки о принятии инвестиционного решения неправомерно.
Финансовый менеджмент надо рассматривать как интегральное явление, имеющее разные формы проявления. Так, с функциональной точки зрения финансовый менеджмент представляет собой систему экономического управления и часть финансового механизма. С институциональной точки зрения финансовый менеджмент есть орган управления. С организационно-правовой точки зрения финансовый менеджмент - это вид предпринимательской деятельности [1, с.39].
Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Ответ на вопрос, как искусно руководить этим движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.
Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения.
Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного потока, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе.
Субъект управления - это специальная группа людей (финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер как управляющий), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта [6, с.86].
Для осуществления своей деятельности, любому предприятию необходимо постоянно наблюдать за изменениями финансового состояния. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Движение любых товарно-материальных ценностей, трудовых и материальных ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств, поэтому финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны его производственно-торговой деятельности. Характеристика финансового состояния хозяйствующего субъекта включает анализ:
· доходности (рентабельности);
· финансовой устойчивости;
· кредитоспособности;
· использования капитала;
· уровня самофинансирования;
· валютной самоокупаемости.
Источником информации для анализа финансового состояния являются бухгалтерский баланс и приложения к нему, статистическая отчетность [3, с.133].
Анализ финансового состояния проводится с помощью следующих основных приемов:
· сравнения и группировки,
· цепных подстановок, разница.
В отдельных случаях могут быть использованы методы экономико-математического моделирования (регрессионный анализ, корреляционный анализ). Причем сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (норматив, норма, лимит) и с показателями предшествующего периода. Для того чтобы результаты сравнения дали правильные выводы анализа, необходимо обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей, т.е. их однородность и качественность. Сопоставимость аналитических показателей связана со сравнимостью календарных сроков, методов оценки, условий работы, инфляционных процессов и т. д. Причем сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Это дает возможность сделать необходимые сопоставления и выводы. Аналитические группировки позволяют в процессе анализа выявить взаимосвязь различных экономических явлений и показателей; определить влияние наиболее существенных факторов и обнаружить те или иные закономерности и тенденции в развитии финансовых процессов. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем, комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями можно выразить математически в форме функциональной зависимости. Применение приема цепных подстановок требует строгой последовательности определения влияния отдельных факторов [9, с.94].