рефераты по менеджменту

Управление стрессами

Страница
3

ü Используйте стиль руководства, соответствующей конкретной произ­водственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

ü При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятель­ства, в которых действовал человек, а не его личные ка­чества.

ü Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными ком­промиссы, уступки, извинения.

ü Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

ü Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этической критики.

ü Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлече­ний и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Антисрессовые подчинения. Одновременно в тех же целях навстречу на­чальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают такой перечень минимизации стрессов на работе.

ü Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организаци­онные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, на­сколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров.

ü Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботь­тесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

ü Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим ру­ководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разо­браться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обрат­ной связи» но не всегда в состоянии ее наладить.

ü Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превы­шает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Поза­ботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте дверь»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, … если только вам позволят освободиться от части старых.

ü Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

ü Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведо­мая противоречивость предъявляемых требований, не дово­дите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

ü При напряженной работе ищите возможность для кратковремен­ного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 - минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

ü Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фа­тальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с ка­натоходцем, не имеющим право на ошибку, а с футбольным фор­вардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удач­ными оказываются от силы одна - две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках - естественное право любого человека.

ü Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общест­венно - приемлемых формах. Социально - одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении нахо­дить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количе­стве. Дождитесь вечера или выходных и дайте себе любую физиче­скую нагрузку - лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (фут­бол, волейбол, теннис, на худой конец выбивание ковров подойдет).

ü Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формули­руемых современной управленческо - психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие в разрез с общепринятыми представле­ниями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник нахо­дит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские иссле­дователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из круп­ных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свою семью как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт под­тверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным акти­вом, как большая заработная плата или высокая

должность.[7]

Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников ока­зывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т.д. Вывод очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабо­чих группах поневоле носят достаточно общих характер. Конкретная стрес­совая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь опре­деляется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпе­раментом, характером, стилем общения и пр.). Кроме того, наша восприим­чивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизнен­ного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрес­совых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. По­этому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и не­приятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессио­нальными стрессовыми ситуациями.

Таким образом, одним из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

Методы преодоления стресса.

«Если ты разгневан, сосчитай до десяти,

а уж потом говори; если сильно разгневан,

сосчитай до ста и ничего не скажи».

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту