Федеральный бюджет России разрабатывается на основе анализа развития экономики. Основные провозглашенные приоритеты этого бюджета – снижение налогового бремени и увеличение социальной направленности бюджета. Однако анализ структуры расходной части федерального бюджета доказывает, что по сравнению с другими статьями социальный приоритет выражен недостаточно. Так, расходы на государственное управление, правоохранительную деятельность, национальную оборону из федерального бюджета составляют в среднем свыше трети всех расходов, еще треть идет на обслуживание и частично погашение государственного внешнего долга и на все остальные цели, в том числе социальную политику, помощь бюджетам других уровней и т. д. направляется всего лишь оставшаяся часть. Частично социальные расходы оплачиваются за счет финансовой помощи федерального бюджета бюджетам других уровней.
Для выравнивания материального положения уязвимых слоев населения, проживающих в разных регионах в федеральном бюджете России на 2001 год впервые создан Фонд компенсаций, из которого финансируются Федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О социальной защите инвалидов в РФ». Фонд компенсации обеспечивает единые государственные гарантии социальной защиты населения на территории РФ, предусмотренные федеральным законодательством.
Сохранение единого социального пространства в стране предполагает, что эти законы должны в равной степени выполняться во всех регионах страны. Поэтому средства Фонда компенсаций распределяются между территориями пропорционально численности соответствующих категорий граждан, без учета налогового потенциала и вне зависимости от бюджетной обеспеченности регионов. В 2001 г. Фонд компенсаций включен в раздел федерального бюджета «Финансовая помощь бюджетам других уровней».
Ряд регионов-доноров, положительно оценивая создание Фонда компенсаций, выступил против перераспределения средств от «богатых» регионов в пользу «бедных». Высоко дотационные регионы полностью поддержали идею и механизмы создания фонда. Федеральный центр должен оказывать помощь территориям, не получавшим в прошлом достаточных средств для своего социально-экономического развития, но дотации этим регионам должны идти из федерального бюджета без использования механизма межрегионального развития.
Качество жизни в Воронежской области.
Качество жизни характеризуют такие показатели как реальные и номинальные денежные доходы населения, размеры номинальной и реальной заработной платы, показатели естественного движения населения, величина прожиточного минимума, численность жителей пенсионного возраста, а также размер пенсий и другие. Согласно последним данным Госкомстата в Воронежской области существует следующая ситуация.
Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату (начисленную, скорректированную на изменение задолженности) наемных работников, социальные выплаты(пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы (скрытая заработная плата и прочие доходы).
Реальные денежные доходы населения - относительный показатель, исчисленный путем деления индекса денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы
денежных доходов на численность постоянного населения.
Большая часть населения имеет ежемесячный доход в размере от 10 до 15 тысяч рублей.
Среднемесячная номинальная заработная плата исчисляется делением
фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность
работников и на количество месяцев в периоде.
Реальная заработная плата характеризует объем товаров и услуг, которые
можно приобрести на заработную плату в текущем периоде, исходя из цен базисного периода. Индекс реальной заработной платы исчисляется путем деления индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.
Просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически
начисленные работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком (расчетно-кассовым центром). Число дней задержки считается, со следующего дня после истечения этого срока.
Пенсии
Общая характеристика воспроизводства населения в Воронежской области дана в таблице ниже. В январе-феврале 2010 года по региону наблюдается убыль населения, однако, немного меньшая по сравнению с показателями 2009 года. Число браков и разводов стало меньше.
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения)
В январе-феврале 2010г. объем денежных доходов населения сложился в размере 4215,2 млрд.рублей и увеличился на 14,5% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 3171,7 млрд.рублей, что на 7,8% больше, чем в январе-феврале 2009 года. Сбережения за этот период составили 743,0 млрд.рублей, что на 8,3% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года.
Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения1)
Февраль 2010г. |
В % к |
Январь- февраль 2010г. в % к январю-февралю 2009г. |
Справочно | ||||
февралю 2009г. |
январю 2010г. |
февраль 2009г. в % к |
январь- февраль 2009г. в % к январю-февралю 2008г. | ||||
февралю 2008г. |
январю 2009г. | ||||||
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей |
16440 |
109,7 |
121,5 |
114,5 |
115,4 |
134,0 |
111,5 |
Реальные располагаемые денежные доходы |
102,4 |
118,8 |
108,1 |
101,3 |
134,5 |
98,3 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника: | |||||||
номинальная, рублей |
19128 |
110,3 |
101,0 |
109,8 |
111,1 |
100,1 |
113,1 |
реальная |
102,9 |
100,1 |
102,0 |
97,6 |
98,5 |
99,6 | |
Средний размер назначенных пенсий, рублей |
7126 |
156,6 |
100,1 |
156,6 |
116,9 |
100,1 |
120,1 |
Реальный размер назначенных пенсий |
146,1 |
99,2 |
145,5 |
102,7 |
98,5 |
105,7 | |
1) Предварительные данные. |