2) методическую составляющую риска, определяемую целями и технологиями различных типов менеджмента;
3) индивидуальную составляющую, определяемую психофизическими особенностями конкретного менеджера.
Приступая к реализации любой производственной или коммерческой программы, предприниматель или менеджер должны оценить связанные с этим риски и выбрать соответствующие этим рискам способы действий. Принимая решения, менеджер должен включать в правило выбора наилучшего варианта действий (то есть в критерий) параметр риска.
Ущерб от финансового риска может быть возмещен:
1) страхованием на случай потери прибыли (косвенных убытков);
2) страхованием неплатежа (невозврата кредита);
3)гарантийного страхования.
При этом нужно учитывать, что финансовый риск отождествляют с коммерческим. А для страхования коммерческих рисков характерно, что страховой случай (неполучение ожидаемой прибыли) имеет место по окончанию срока договора страхования.
Хеджирование позволяет произвести оплату риска и убытка по мере реализации товаров или финансовых инструментов по форвардным или фьючерсным контрактам.
Маркетинг финансовых инструментов риск-менеджментавключает алгоритм выбора таких инструментов (в том числе страховой услуги и конкретного страховщика) для решения задач обеспечения бесперебойности реализуемого им воспроизводственного процесса или его части.
Для того, чтобы выбрать один из альтернативных инструментов и вариантов действий может быть предложен следующий алгоритм финансового управления рисками:
1) сформулировать цель действий;
2) синтезировать критерий - правило выбора наилучшего варианта действий из ряда возможных;
3) провести анализ внешней среды, в которой проводится операция или работает система для выделения возможных источников риска,
4) провести анализ разрабатываемой операции или системы с целью выделения возможных источников риска
5) провести анализ внешней среды, в которой проводится операция или работает система с целью выделения объектов, уязвимых по отношению к поражающим факторам, которые могут возникнуть при реализации источников риска;
6) оценить частоту появления источника риска для отдельных элементов системы и(или) операции. На основе этой информации составить перечень наиболее вероятных страховых случаев (пожар, кража, неурожай, падеж скота и т.д.);
7) разработать прогноз - оценить вероятность страхового случая и средний возможный ущерб при каждом из страховых случаев;
8) оценить финансовые затраты на то, чтобы предупредить (исключить возможность реализации или снизить вероятность) возможность реализации риска;
9) используя критерий, провести рациональное распределение и(или) оптимизировать распределение финансовых ресурсов между мероприятиями:
- по устранению источника риска;
- по снижению риска посредством уменьшения интенсивности поражающих факторов или уязвимости объектов, которые могут подвергнуться воздействию поражающих факторов;
- по компенсации ущерба (последствий) риска (В этом случае заключают договор страхования. При наступлении страхового случая и возникновении ущерба его компенсируют за счет сумм, полученных по страховке.);
10) оценить уровень безопасности и достаточность принятых мер. А если будет признана недостаточность мер по предупреждению и снижению рисков, то оценить располагаемые остаточные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на страхование;
11) если окажется более целесообразным страхование, то вначале необходимо оценить возможность использования в условиях конкретной операции нефондового страхования.
12) в противном случае (использовать нефондовое страхование невозможно) оценить рациональную цену страховой услуги. Для этого страхователь должен сам оценить возможный ущерб от реализации источников риска с учетом вероятности появления соответствующих страховых случаев.
13) выбрать страховщика- страховую организацию для заключения договора страхования с учетом размера собственного капитала страховщика, деловой репутации, цены услуги, результатов аудита деятельности этой страховой компании за предшествующий период и всей другой доступной информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление рисками – это одна из составляющих общеорганизационного процесса производства, поэтому оно должно быть интегрировано в этот процесс, должно иметь свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. При этом важно не только осуществлять управление рисками, но и периодически пересматривать мероприятия и средства такого управления. Учитывая то, что в состав АПК входит не только сельское, лесное хозяйство, а с недавних пор и рыбная отрасль, но также и предприятия перерабатывающей промышленности и производства средств производства, можно сказать, что для первых характерна нестандартность риск-проблем и, следовательно, особый подход к управлению ими, а для вторых применимы общераспространённые способы риск-менеджмента.
Высокая эффективность расходования ресурсов при выполнении программы управления рисками может быть обеспечена только в рамках системного подхода. Этот подход в риск-менеджменте является самым распространённым.
Одной из важной составляющих системы управления рисками является управление финансовыми рисками, с которыми сталкивается всякое производство в ходе своей деятельности. При этом важным моментом является ограниченность в финансовых ресурсах. Однако существует страхование от финансовых рисков, которое довольно распространено в развитых странах.
Для предприятия в равной мере важно управлять политическими, финансовыми технологическими, кадровыми рисками, обеспечивать противопожарную безопасность, управлять действиями в условиях чрезвычайных ситуаций, экологическую защиту и др. Всё это требует затрат ресурсов, поэтому многие предприятия отказываются от риск-менеджмента, однако в сельском хозяйстве необходимо активизировать это направление управления.