Еще одной проблемой для предпринимателей, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На федеральном уровне принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, участвующий в организации малого предприятия должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.
Заключение
Малое предпринимательство занимает определенную нишу в системе экономических отношений современного общества. С одной стороны оно является всеобщей основой развития свободных рыночных отношений, с другой - наиболее действенной формой повышения эффективности всего общественного производства, поскольку его применение в отдельных сферах дает ощутимый хозяйственный результат. Оно существует и развивается как относительно самостоятельный, отдельный, но не изолированный сектор экономики, обладающий как преимуществами, так и недостатками перед крупным бизнесом. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национальной экономики, малые предприятия занимают свою нишу и удовлетворяют локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах.
Экономическая сущность малого предпринимательства проявляется в том, что это особый тип предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода. Его особенность и основное преимущество перед крупным бизнесом заключается в гибкости и оперативности в принятии решений, перестройке организационной структуры, быстром усвоении происходящих перемен и соответствующая реакция на них. Его недостатки происходят из самой природы малого бизнеса. Однако основной функцией малого предпринимательства является создание конкурентной среды на рынках товаров и услуг за счет реализации потенциала и хозяйственной инициативы наиболее активной части трудоспособного населения.
Десятилетие реформ по переходу к рыночной экономике в России привело к тому, что становление рыночных отношений в посткоммунистическом периоде заново возродило частное предпринимательство. Благодаря малому бизнесу изменился менталитет человека, появилась возможность максимально проявить свои способности. Однако на сегодняшний день, достигнутый уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточен. Количество малых предприятий, приходящихся на тысячу жителей в России, меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Роль малого бизнеса в общественном производстве России также существенно разнится: от 10-11% ВВП в России до 50-60% в развитых странах мира, где, кроме этого, малые предприятия являются основными создателями дополнительных рабочих мест. В России на 1000 жителей приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах Европейского Сообщества - 45.
Малое предпринимательство от этапа зарождения и развития в борьбе с внешними неблагоприятными факторами перешло к этапу выживания. Усиливающаяся роль государства в регулировании рынка, особенно потребительского, еще более усложняет его положение. До настоящего времени принято более 160 законодательных актов по защите прав предпринимателей, но существенного влияния на развитие малого бизнеса это не оказало.
Для претворения больших задач, стоящих перед экономикой России, необходимо обеспечить эффективную систему государственной поддержки малого бизнеса. Необходимо ужесточить правовое регулирование взаимоотношений между производителями товаров и услуг и их потребителями. В цивилизованном рынке не должно быть места недобросовестному предпринимательству.