Таблица 6 - Механизмы и инструменты процесса целеполагания
Доминирующая управленческая форма |
Задача этапа |
Критерий |
Технологический инструментарий |
Рыночная |
Получить разнообразный набор целей, оцениваемых по стоимостной шкале |
Прибыльность |
Маркетинг |
Демократическая |
Отобрать цели, согласующиеся с законами, нормативами |
Легитимность |
Нормативная база, законы |
Коллективистская |
Отобрать цели, исходя из интересов организации, коллектива |
Приемлемость |
Изучение общественного мнения |
Знаниевая |
Получить набор стратегий (сценариев возможных действий в зависимости от развития ситуации) |
Осуществимость |
Анализ ресурсов, обстановки при разработке программы |
Бюрократическая |
Привести в соответствие стратегии с возможностями исполнителей |
Реализуемость задач |
Разработка заданий |
1 В процессе развития управления как науки использовались разные подходы к пониманию того, что есть управление.
2 Управленческий подход детерминировал взгляд на человека, его место в организации и оптимальные рычаги воздействия. Так, метафора организации как машины сформировала взгляд на человека как на деталь, винтик в механизме, по отношению к которому возможно использование человеческих ресурсов.
3 Органический подход к управлению породил две основные метафоры. Первая - организация как личность, где каждый человек - самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями, представлениями о правилах поведения. По отношению к такому активному субъекту - партнеру организации в достижении ее целей возможно лишь управление путем постановки согласованных с ним целей. А для этого надо хорошо представлять себе специфику потребностей, основную ориентацию человека. Вторая метафора - мозг - сложный организм, включающий в себя различные подструктуры, соединенные разноплановыми линиями - коммуникации, управления, контроля, взаимодействия. По отношению к такой сложной системе можно говорить лишь об управлении ресурсами, направленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в процессе достижения поставленных целей.
4 В рамках гуманистического подхода была предложена метафора организации как культуры, а человека - как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа. Реализовывать функцию управления персоналом по отношению к такому сотруднику возможно только в рамках подхода - управления человеком, не только самостоятельным, активным существом, но и придерживающимся определенных ценностей, правил, принятых норм поведения.
Таблица 7 - Сравнительная оценка этих подходов.
Подход |
Метафора |
Концепция управления персоналом |
Основные задачи управления персоналом |
Экономи-ческий |
Механизм |
Использование человеческих ресурсов |
Отбор способных работников, стимулирование, нормирование труда |
Органи-ческий |
Личность |
Управление персоналом |
Изучение специфики потребностей, разработка различных программ, ориентированных на разные уровни потребностей (физио-логический, потребность в безопасности, потребность в общении, потребности в получении профессио-нального признания, потребность в самореализации) |
Мозг |
Управление человеческими ресурсами |
Обучение персонала - углубление как специализации, так и универсализации, создание ус-ловий для максимальной самоорганизации сотрудников | |
Гумани-стический |
Культура |
Управление человеком |
Адаптация, развитие культуры организации - задание ценностей, формирование правил и норм, символизация. |
Примерно в 70-х годах управление персоналом, как и вся система управления организациями, претерпело глубокие качественные изменения. В целом это было связано с вступлением ряда промышленно развитых стран Запада в постиндустриальную стадию развития, а также с действием целого ряда факторов экономического, политического и социально-культурного характера.
Ведущим и первым в нашей классификации фактором повышения роли персонала в современном производстве являются принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новых техники, технологий и методов производственной деятельности. На изменение содержания труда существенно повлиял начавшийся в середине ХХ в. процесс автоматизации производства. Он отделил работника от предмета труда, поставив между ними сложную систему машин и оборудования. ')то освободило человека от большинства механических функций. резко увеличило удельный вес задач по осмыслению идущих от машин сигналов и другой информации. Кроме того, автоматизация ослабила или вовсе устранила прямую связь между интенсивностью труда и его производительностью, сделав ненужной характерную для управления персоналом в тейлористской модели функцию «максимального выжимания пота». На первый план выдвинулись функции обеспечения непрерывности работы системы агрегатов, обслуживания и наладки оборудования. Все это повысило интеллектуальное содержание труда значимость ответственности и самоконтроля работника.