Объекты - исключительно государственной собственности.
К объектам государственной собственности, по отношению к которым государство действует как менеджер, могут быть отнесены следующие предприятия:
- Оборонные предприятия;
- Научно-исследовательские центры, имеющие стратегическое значение для развития государства;
- Социальные объекты, не являющиеся привлекательными с коммерческой точки зрения;
- Объекты инфраструктуры, включая: транспорт, дороги, связь, порты, газопроводы и т.п. (могут находится, как в государственной, так и в частной собственности);
- Объекты, значимые с точки зрения макроэкономического влияния (могут находиться как в государственной, так и в частной собственности).
Как уже отмечалось ранее, важнейшим отличием предприятий, относящихся к категории исключительно государственных, является отсутствие конкурентного рынка значимых для государства продукции или услуг, потребность в которых не может быть покрыта посредством проведения закупок у независимых, в том числе иностранных, производителей. Учитывая, что главной целью государства, в данном случае, является обеспечение производства требуемых товаров и услуг, функции государства при управлении данной категории предприятий направлены на решение следующих задач:
1. Экспертиза плана деятельности предприятия;
2. Определение значений основных финансово-экономических показателей;
3. Утверждение плана предприятия, включая штатное расписание и условия оплаты труда;
4. Регулярный текущий контроль исполнения плана;
5. Принятие управленческих решений (корректировка планов, решение кадровых вопросов).
Планирование на государственных предприятиях осуществляется, как правило, на основе государственного заказа. При этом государство определяет:
- Номенклатуру продукции или услуг;
- Объемы и условия поставки;
- Закупочные цены;
- Нормативы себестоимости и рентабельности, включая размеры дотаций в случае плановой убыточности предприятия;
- Источники и условия финансирования.
Объекты с возможностью коммерческого использования.
Управляя коммерческими объектами государство как собственник руководствуется принципами инвестиционного менеджмента. К коммерческим объектам относятся предприятия, частично или полностью принадлежащие государству и осуществляющие свои операции на открытом, конкурентном рынке. Важнейшим критерием при определении коммерческой природы предприятия является наличие реальных или потенциальных конкурентов, которые также могут предложить свои продукты или услуги для того целевого рынка, на котором действует предприятие. При управлении коммерческими объектами важнейшей задачей государства является формирование и управление (продажа или приобретение пакетов акций) инвестиционного портфеля, обеспечивающего минимальные риски и максимальную доходность инвестированного капитала, не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.
При этом, учитывая, что многие объекты собственности имеют высокую государственную значимость (экономическую, социальную и т.п.) и требуют индивидуального подхода, а структура и состав портфеля определен и ограничен, функции управления государства-инвестора, в своей основе, близки функциям фонда прямых инвестиций.[4]
Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Реализация всей совокупности антикризисных процедур начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла: в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия.
Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так, управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей является исходным пунктом в любом процессе управления, в том числе антикризисном.
Банкротство - установление в судебном порядке финансовой несостоятельности предприятия, т.е. его неспособности удовлетворить в установленные сроки предъявленные к нему требования и выполнить обязательства перед бюджетом.
Согласно закона “О несостоятельности (банкротстве)” целью банкротства является финансовое оздоровление предприятия, фирмы, корпорации, восстановление их платежеспособности. Закон рекомендует:
- восстанавливать платежеспособность предприятия с помощью арбитражных (внешних) управляющих;
- контроль за деятельностью внешнего управляющего осуществлять кредиторам;
- в качестве мер по восстановлению платежеспособности предприятия практиковать уступку прав требования, продажу части имущества предприятия, а в ряде случаев и продажу самого предприятия.[2]
Стадия проведения процедуры банкротства состоит, из трех периодов: наблюдения, внешнего управления имуществом должника и конкурсного производства. Задачи, стоящие перед управляющими в каждом из этих периодов, не совпадают.
Период наблюдения - практика, заимствованная из немецкого законодательства. С момента принятия заявления и признании предприятия-должника банкротом арбитражный суд назначает процедуру наблюдения и временного управляющего.
Наблюдение применяется для обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. При этом руководители предприятия не отстраняются от должности, но ограничены в имущественных и финансовых правах для соблюдения интересов кредиторов. Однако только с согласия временного управляющего они могут заключать сделки, связанные с передачей недвижимости в аренду или залог, внесением имущества в качестве вклада в уставный капитал; распоряжаться имуществом, балансовая стоимость которого превышает 10% активов предприятия; получать и выдавать займы или кредиты, поручительства и гарантии, уступать права требований, переводить долги, учреждать доверительное управление имуществом предприятия.
Внешнее управление. Под внешним управлением имуществом предприятия-должника понимается процедура, направляемая на продолжение деятельности этого предприятия. Внешнее управление вводится решением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляется на основании передачи функций по управлению предприятием-должником и соответственно имуществом предприятия арбитражному управляющему, а прежние руководители отстраняются.
Основанием для назначения внешнего управляющего имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность хозяйствующего субъекта-должника c coxpaнeниeм eдинoгo имyщecтвeннoгo кoмплeкca и caмoй opгaнизaции в кaчecтвe cyбъeктa пpaвa. с целью продолжения его деятельности.
Ocнoвнoй цeлью пpoвeдeния внeшнeгo yпpaвлeния являeтcя пpoдoлжeниe дeятeльнocти пpeдпpиятия пyтeм peaлизaции чacти eгo имyщecтвa и ocyщecтвлeния дpyгиx финaнcoвыx, экoнoмичecкиx и opгaнизaциoнныx мepoпpиятий. На период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований к нему со стороны кредиторов, cpoки иcпoлнeния кoтopыx нacтyпили дo ввeдeния внeшнeгo yпpaвлeния. Пoэтoмy oдним из ycлoвий ввeдeния внeшнeгo yпpaвлeния имyщecтвoм дoлжникa являeтcя нaличиe coглacия кpeдитopoв нa eгo пpoвeдeниe.