Затраты на подбор такого специалиста силами менеджеров по персоналу и упущенная выгода будут у работодателя существенно выше, чем при обращении в хантинговую компанию. Если специалист будет найден самостоятельно и принят на работу, скорее всего в течение 2—6 месяцев наступит разочарование.
Одна из фирм, торгующая строительными инструментами и имеющая представительства в 23 регионах, например, меняет четырех из пяти найденных самостоятельно руководителей региональных представительств в течение полугода.
Очень часто заказчик формулирует задание так: «Приводите к нам лучших!» Но что такое «лучший»?
Работающее определение: хороший сотрудник тот, кто справляется со своими обязанностями на данном рабочем месте. Такой подход позволяет не делать ставку на формальные критерии - пол, возраст, образование, диплом, в каких компаниях работал и т. д. Он позволяет подбирать ключевых специалистов «под задачу» по всей должностной шкале — от низших до высших,
Но все же можно выделить две группы кандидатов, которые относятся к «лучшим», на которых идет «охота» хедхантеров.
1-я группа. Специалисты:
— добивались в своей деятельности высоких, желательных для заказчика результатов, мотивированы на работу (трудоголики);
— достигали результатов, близких к желаемым, мотивированы на работу, на затрату усилий в собственном обучении.
2-я группа. Менеджеры:
— имеют опыт организации с нуля прибыльного подразделения, компании. Их называют стартапер (startup), менеджер проекта;
— есть опыт, умения, готовность к захвату сегмента, доли рынка.
Такие менеджеры — гордость, "золотой запас» российского бизнеса. Они нужны и а малых и в крупных компаниях. Но есть подводные камни при поиске и таких менеджеров.
Как правило, это российские топ-менеджеры, совершившие в недавнем прошлом «большой прорыв» — построили часть или полностью бизнес. Но конкуренты не стоят на месте, и надо продолжать борьбу. А некоторые из них хотели бы иметь еще более высокооплачиваемую работу — как показатель заслуг, но с меньшими ежедневными усилиями или меньшей ответственностью.
Другая группа — российские менеджеры иностранных компаний, которые привыкли к операционному управлению с достаточным финансированием. Когда их переманивают на более высокие посты в российские компании — на должности гендиректора или руководителя целого направления со всеми «прелестями» отечественных компаний: недостаток финансов, родственники владельцев, нечеткое оперативное управление, владелец, не отошедший от позиции «главного менеджера», — они не справляются из-за отсутствия опыта или слабой личной мотивации.
В каждой компании существует ключевое подразделение, и, может быть, не одно. От него зависит успех компании на рынке. Это может быть конструкторский отдел и производство в производственной фирме, маркетинговое подразделение, клиентский отдел, всегда — отдел продаж. От профессионализма их менеджеров зависит итоговый результат.
Поэтому можно говорить о ключевых специалистах и менеджерах как объектах «охоты» хедхантеров. Термин «ключевой», может быть, и не совсем точный, но любой руководитель знает у себя в компании ключевые позиции. Позиции, от которых зависит само существование компании.
Как, с точки зрения работодателей,выглядит идеальный молодой специалист? Консультанты в сфере кадрового менеджмента суммировали пожелания руководителей российских компаний. Вот список ключевых качеств, полученный в итоге:
► аналитические способности и умение работать с информацией;
► организаторские и лидерские качества, харизма;
► целеустремленность, настойчивость;
► исполнительность, ответственность, пунктуальность;
► инициативность и творческие способности;
► стрессоустоичивость и конструктивность мышления;
► умение работать в команде;
► знание иностранных языков;
► здоровая амбициозность, не идущая вразрез с интересами фирмы, лояльность.
Заключение
Как говорится, молодые смотрят вперед, старики назад, а остальные изумленно вращают глазами. Искать молодежь, воспитывать ее «в корпоративном духе» и затем брать в штат руководителей многих предприятий заставляют не только думы о стратегическом развитии бизнеса и иные благородные резоны, вроде создания кадрового резерва для отрасли, вклада в трудно предсказуемую экономику страны или повышения ее конкурентоспособности. Произнося эти громкие слова, рекламируя свою социальную ответственность (по большей части мнимую), собственники на самом деле держат в голове несколько очень простых и весомых причин, которые заставляют серьезно относиться к подготовке молодых специалистов – перспективно развивающегося трудового ресурса.
Во-первых, если получится заработать репутацию работодателя, предоставляющего вакансии молодежи, можно повысить свой рейтинг на рынке труда, а это позволяет . существенно экономить на зарплате. Во многих сегментах российской экономики сегодня можно обнаружить «компании мечты». В основном, это лидеры в своих отраслях, но солидные компенсационные пакеты достаются здесь лишь тем, кто находится на верхних ступенях иерархии. Все, кто располагается ниже, обычно получают на 20-30% меньше, чем в конкурирующих фирмах. Однако умело созданная репутация становится причиной того, что именно в эти компании выстраиваются очереди из самых перспективных кандидатов. Их задача — либо повысить свою капитализацию на рынке труда, в течение нескольких лет, мирясь с «зарплатным дисконтом», либо попытаться проявить себя так, чтобы подняться на пару этажей вверх, где оплата труда, напротив, выше, чем в других фирмах.
Строго говоря, дисконтирование заработной платы молодых работников — практика весьма распространенная. Тщательно просчитывающий варианты предприниматель способен извлечь из этого пользу. Вчерашнему студенту легко можно платить меньше, чем матерым профи, которым приходится постоянно увеличивать зарплату не только в связи с повышением общерыночного уровня компенсации, но и для того, чтобы поддерживать на должном уровне их лояльность. Однако «зубры» со временем становятся все более ленивыми, тогда как молодые, но дерзкие, готовы вкалывать по 20 часов в сутки, компенсируя отсутствие опыта неиссякаемой энергией. Остается только направить ее в продуктивное русло.
Другой вопрос, что нынешняя молодежь, особенно выходящая из стен престижных (порой — лишь на уровне саморекламы) учебных заведений, весьма амбициозна. Учитывая это обстоятельство, российские работодатели применяют ротационную схему. Новоиспеченный специалист пытается встать на дыбы и требует большего? Ему тут же, без долгих разговоров, указывают на дверь. Благо, за ней толпится с десяток таких же кандидатов.
В идеальном случае картина выглядит так, как описывает ее менеджер по маркетингу и PR холдинга «Империя кадров» Ольга Федорова: «Начинающий специалист имеет возможность пройти все уровни работы в период своего роста и таким образом узнает компанию, ее бизнес изнутри более детально, чем профи, пришедший извне сразу же на высокую позицию». Но это определенный риск для работодателя. Что он получит взамен? Возможно, стоит попытаться выжать из молодого работника побольше свежих идей, испытать его на способность нестандартно мыслить и применять нетрадиционные подходы к рутинным задачам, которые давным-давно решаются в компании привычным, но, возможно, далеко не самым эффективным способом.