В то же время, на наш взгляд, микроаспект является вторичным по отношению к макроаспекту: ведущие российские менеджеры давно и эффективно используют самые современные схемы управления персоналом. Проблема заключается в том, что в описанных выше российских макроэкономических условиях эффективный менеджмент остается по-прежнему мало востребованным. До тех пор пока не будут устранены глобальные макроэкономические противоречия, в российской экономике сохранится низкая производительность труда.
Конкуренция представляет одну из наиболее глубоких по содержанию и эффективно действующих на социально-экономическое развитие общества категорий в мире рыночной цивилизации.
Успех на национальном и международном рынках в различных технологических сферах и отраслях хозяйства всегда опирается на высокое качество живого и овеществленного труда.
Особо следует отметить, что по мере распространения научно-технического) прогресса и развития его все более сложных форм, творческая созидательная роль трудовых ресурсов в повышении конкурентных возможностей экономики непрерывно возрастает. А вместе с этим утверждается высокий социальный и экономический уровень зрелости общества, его культура и благосостояние населения.
Три ступени развития потенциала конкурентной способности трудовых ресурсов.
Вместе с ростом НТП и непосредственно под его влиянием конкурентные возможности трудовых ресурсов возрастают.
В процессе формирования трудовых ресурсов, как элемента производительных сил, экономика совместно с учреждениями образования и воспитания закрепляют в человеке навыки и сознание особой значимости в трудовой деятельности способности к экономической конкуренции. Освоение навыков соревнования происходит в три этапа.
На первой исходной ступени (средняя шкала и дошкольные учреждения ) абсолютная часть контингента будущих трудовых ресурсов получает полное школьное образование, знакомясь с элементами конкуренции в процессе учебы и дошкольного воспитания и обучения.
На второй ступени обучение продолжается по трем направлениям : - получение рабочего профессионального образования различной квалификации;
Во всех случаях получения знаний и учебно-производственной практики существует своя специфическая система оценок и аттестации.
На третьей ступени - в сфере трудовой деятельности -главным, конечно, становится реализация полученных знаний и творческих навыков, обеспечивающих производство конкурентоспособных товаров и услуг. Вместе с тем, продолжается индивидуальное и коллективное освоение более высокого уровня квалификации в связи с внедрением новой и совершенствованием действующей технологии. Во многих странах в сфере производства и услуг широко распространены "кружки качества", значительно повышающие конкурентный уровень рабочей силы.
В каждой стране, где господствует рыночная экономика, отмечается достаточно высокий и чаще всего возрастающий уровень затрат ВНП на образование. Именно это обстоятельство в решающей мере содействует повышению потенциала общей эффективности трудовых ресурсов и, в частности, возрастанию конкурентоспособности, которая проявляется в прсессе труда при совиршенствовании качества производимых товаров и услуг( см. табл. 1 ).
Средний уровень расходов на образование всех ступеней в названных странах в первой половине 90-х годов составлял примерно 3,5-4,0% ВНП.
Наиболее весомые показатели отмечены в США (4,9%), Великобритании ( 6% ) , Финляндии ( 7 ,3%) , Дании и Швеции (5,5%), а также в Венгрии (5%).
Важно отметить, что затраты на высшее образование в большинстве стран неуклонно повышаются. С 1980 по 1992 г. доля ВНП на высшее образование выросла в Канаде и Франции на 17%, в Дании и Венгрии - на 20%, в Испании - на 40%, в Швеции - на 71%, в Финляндии - на 320%.
В России затраты на развитие образования в масштабе страны в последние годы практически отсутствуют. Выделяемых из бюджета на школы и вузы средств еле-еле хватает на коммунальное содержание зданий учебных заведений, заработную плату педагогическому персоналу и стипендии студентам, при том, что и те и другие выплачиваются с многомесячными запазданиями.
Способность к конкурентной деятельности трудовых ресурсов в России, так же как в индустриально-развитых странах, формируется по принципу трехступенчатого механизма, но вряд ли можно сказать, что она идет в России, как и на Западе, по нарастающей, скорее наоборот.
Таблица I. Совокупные национальные затраты на развитие образования (в % к ВНП)
Страны |
Младшая школа |
Старшая школа |
Высшее образование * | |||
1980 г. |
1992 г. |
1980 г. |
1992 г. |
1980 г. |
1993 г. | |
Российская Федерация |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Канада |
- |
- |
4.3 |
4.6 |
1.8 |
2.1 |
США |
2.5 |
1.9 |
1.7 |
1.8 |
- |
1.2 |
Франция |
1.0 |
0.9 |
1.9 |
2.1 |
0.6 |
0.7 |
Италия |
1.1 |
1.0 |
1.6 |
1.8 |
0.3 |
1.2 |
Испания |
1.3 |
0.9 |
0.4 |
1.9 |
0.3 |
0.7 |
Великобритания |
1.4 |
1.3 |
2.1 |
2.1 |
2.6 |
2.6 |
Дания |
- |
1.4 |
1.1 |
2.9 |
1.0 |
1.2 |
Финляндия |
1.6 |
1.8 |
2.0 |
2.6 |
0.9 |
2.9 |
Швеция |
3.2 |
3.0 |
1.0 |
1.3 |
0.7 |
1.2 |
Чехия |
- |
1.7 |
- |
1.2 |
- |
0.6 |
Венгрия |
1.5 |
2.5 |
0.8 |
1.5 |
0.8 |
1.0 |