Что же продемонстрировала наша модель? Во-первых, она открыла нам и заказчику глаза на природу процесса развития фирмы. Во-вторых, помогла выявить взаимный характер влияния ПТ и ФВ друг на друга – если бы ФВ не зависела от ПТ, всегда можно было бы увеличить производительность труда, увеличивая насильственно фондовооруженность. В-третьих, заказчик (руководитель) получил инструмент для выработки “зрячих” решений. Попытка выйти из первого цикла в нашем примере была предпринята заказчиком “вслепую”, в духе экстенсивных методов хозяйствования. После сдачи в эксплуатацию второй очереди фирма исчерпала ресурсы такого подхода, поскольку достигла пределов роста, и руководство предприятия оказалось перед необходимостью искать другие методы повышения ПТ – переводя на язык нашей модели, не сдвигать предельный цикл, а разрушать его!
Наша модель подсказывает два метода борьбы с предельным циклом, вытекающих из теории колебаний:
1. Если и подталкивать «ящик» вперед, то потихоньку – так, чтобы все время смещалось положение равновесия, и система не успевала бы “зацикливаться”. В переводе на экономический язык это означает: обеспечить планомерный рост фондовооруженности силами самой фирмы.
2. Разрушить предельный цикл, возбудив “встречный” процесс с отрицательным трением. Надо признать, что природу отрицательного трения для экономической системы мы отнесли к туманной области социально-психологических методов управления и предложили руководителю воспользоваться своей харизмой и “завести” коллектив на самоотверженный труд, прорисовав вполне реальные светлые горизонты.
Как же заказчик распорядился полученными рекомендациями?
Надо отдать должное руководству «Омского бекона», оно серьезно отнеслось к полученным результатам и разработанным рекомендациям, но в дело пошла только небольшая часть из них. Была построена резервная зона (дозированные капвложения, обеспечивающие планомерный рост фондовооруженности). Был организован кадровый резерв, из которого вскоре вышел ряд молодых руководителей, проводящих единую прогрессивную политику руководства (были заложены основы механизма создания «отрицательного трения»). В значительной мере на ход событий повлияли смена собственника, и изменение селекционно-гибридной политики фирмы. Однако не следует преуменьшать и инертности мышления руководства, которая нейтрализовала главный ресурс управления – время – и не позволила в полной мере воспользоваться знанием закона, определяющего развитие ситуации.
Эффективность исследования во многом определяется коллективной деятельностью. Не все проблемы модно решить индивидуально. Это определяется и трудоемкостью, и методологией, которая требует разнообразия интеллекта, образования, психологии исследователей. Независимое мышление плохо сочетается с особенностями конформного интеллекта, точно так же, как мобильность, эвристичность или креативность мышления с качествами, требуемыми для нетворческой научной работы. Мало на земле людей, психика которых соединяла бы в себе исключающие друг друга способности.
Слабое место интеллекта индивида – саморефлексия. Неспособность к самооценке (определению характеристик собственного интеллекта (самоанализу), слежению за процессом творчества), самоконтролю (определению значимости собственных результатов исследовательской деятельности, неспособность объективизировать себя).
Но коллективный интеллект (КИ) только тогда состоится, когда коллектив составлен по принципам научного формирования коллективного интеллекта, когда существует система соединения способностей и качества индивидов по определенный правилам.
Принципы формирования КИ
1. Принцип гетерогенности (неоднородности). Объединение в коллектив одинаковых по способностям и характеристикам людей не обеспечит успех их деятельности. Но наивно полагать, что стихийное формирование коллектива, как правило, это неоднородные элементы, так же даст успех.
Главное – специфика задач и проблем, для исследования которых формируется коллектив – объединение личностей, необходимое для решения проблем данного типа.
Как минимум в КИ должны быть представлены пионер (проблемщик), способный раньше других видеть проблемы и формулировать их даже тогда, когда всем ситуация проблемной не кажется; энциклопедист, быстро находящий аналоги рассматриваемой проблеме во многих отраслях знаний; генератор идей, концептолог или системщик, селектирующий и объединяющий множество идей под одной целевой крышей; оптимизатор, в чью обязанность входит поиск оптимальных систем и рациональных режимов деятельности; энтузиаст, он же "фанатик", или оптимист, заражающий своей уверенностью в успехе дела слабо мотивированных на достижение работников; скептик, он же зануда, сомневающийся в осуществлении любого плана или даже любого шага и, тем самым, охлаждающий пыл не в меру оптимистичных, а точнее авантюрно-настроенных работников; прогнозист, чья функция просчитать все возможные последствия принимаемых решений и действия членов КИ; информатор, гарантирующий реализацию принципа "обгонять, не догоняя"; эстет, так как изящные решения могут сыграть конструктивную роль в получении экономичных по форме и богатых по содержанию результатов; психолог, кроме решения психодиагностических задач обеспечивающий "дискомфортный комфорт" для членов КИ; независимый, он же "аутсайдер", работающий в одиночку, но вносящий результаты в общий котел и умеющий вписать их в общую систему деятельности и результатов КИ; переводчик, способный верно объяснить сущность проблемы специалистам разных областей знаний; разработчик, склонный доводить результаты до кондиции, позволяющий использовать их на практике; реализатор, "привязывающий" результаты совместной работы к конкретным условиям и добивающийся их практического применения. Каждая их этих функций, может быть представлена в КИ отдельным человеком или группой, один человек может также выполнять несколько функций.
2. Принцип срабатываемости предписывает привлекать в КИ исследователей, склонных и способных работать вместе даже с теми людьми, которые им не импонируют. Это не совместимость. Совместимость предполагает изначально данную и лишь частично специализированную способность человека к совместной деятельности с другими людьми. Срабатываемость – это следствие умения управлять собой, своими отношениями к людям ради определенных целей; это высшая степень развития совместимости, свойство, в значительной мере регулируемое и поэтому, более предпочтительное для организации КИ.
3. Принцип совпадения формальной структуры коллектива с его неформальной организацией на основе приоритета неформального соподчинения требует, чтобы формальная организация коллектива совпадала с фактической субординацией исследователей. А это значит, что формирование коллектива должно начинаться с установления фактической структуры соподчинения исследователей, а не наоборот. Реальные возможности для этого имеются. Изучение неформального лидерства, исследовательских интересов, способностей, научного потенциала, организационных способностей и пр. Система управления мягкого типа.