В процессе труда администрация руководствуется соответствующим уставом организации, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым законодательством. Статья 22 ТК предусматривает основные (статутные) трудовые права и обязанности работодателя, а следовательно, и его администрации.
Работодатель имеет право:
· заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством;
· вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор;
· поощрять работников за добросовестный и эффективный труд;
· возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, в тон числе компенсировать моральный вред;
· исполнять иные обязанности» предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями и тру- довыми договорами.
Все указанные права и обязанности работодателя (как и работника) конкретизируются в соответствующих институтах Особенной части трудового права, в их правоотношениях. [4; с 23]
Трудовой кодекс впервые углубил дифференциацию труда ру- ководителей организаций, выделив в гл. 43 (ст. 273—281) особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации. Эта дифференциация проведена по такому новому ее основанию как роль, и ответственность руководителя организации. В этой главе Кодекса закреплены особенности заключения и расторжения с ним: трудового договора, но такие особенности имеются и в других статьях Кодекса, например ст81, п. 4, 9, 10. И в них названы не только руководитель, но и его заместители и главный бухгалтер, Следовательно, в правовой статус и этих руководящих работников организаций Кодекс внес новые их права и обязанности специальными нормами дифференциации трудового права.
Особым правовым положением как субъект трудового права обладает административный управляющий,назначаемый при санации организации-банкрота для оздоровления этого производства. Он действует с момента объявления предприятия банкротом до передачи последнего по конкурсу в независимое управление. С административным управляющим тоже заключается контракт, который может быть расторгнут досрочно: по его желанию, при нарушении им законодательства и условий контракта, в случае предоставления информации о невозможности санации предприятия банкрота либо недостижимости программы санации. [4; с 29]
Общественные организации выступают как работодатели главным образом при приеме штатных работников аппарата их органов в организации и при применении труда этих работников. При этом работодателями являются не сами общественные организации, а их органы на разных уровнях.
Статья 30 Конституции РФ предусматривает: "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов". Такое право закреплено международным законодательством лишь с 1966 года. Оно является одним из важнейших прав человека, признанных Международным пактом о гражданских и политических правах (ООН, 1966г.), который в п. 1 ст. 22 провозглашает, что «каждый имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
Между народно-правовые начала свободы деятельности профсоюзов в сфере труда заложили две Конвенции МОТ: № 87 1948 года "О свободе ассоциации и защите права на организацию" и №98 1949 года "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров". Затем МОТ приняла еще ряд конвенций и рекомендаций о свободе деятельности профсоюзов трудящихся в сфере труда. [5; с 43]
Профсоюзы — наиболее массовая организация грудящихся, созданная для защиты их социально-экономических и трудовых прав и интересов. Уже первый Кодекс законов о труде России 1918 года профсоюзы признал субъектами трудового права и закрепил их права в сфере труда. Кодекс 1922 года эти права значительно расширил, В 1930 году профсоюзам были переданы функции ликвидированного Наркомтруда СССР по руководству государственным социальным страхованием и его фондом, а также правовая и техническая инспекции с их функциями государственного надзора и контроля за трудовым законодательством и охраной труда. Ныне эти Функции российское государство обратно приняло на себя, оставив профсоюзами лишь участие в них. [5; с 76]
Кодекс законов о труде 1971 года предусматривал права профсоюзов в отдельной гл. XV, которая в 1992 году значительно была изменена по 5 из 10 имевшихся в ней статей. Статья 230 КЗоТ, ранее перечислявшая основные права профкома организации, стала отсылочной. В ней указывалось, что права соответствующего выборного профсоюзного органа на производстве и гарантии его для дельности определяются законодательством уставом производства, коллективными договорами и соглашениями.
Трудовой кодекс РФ еще больше сократил права профсоюзов, особенно профсоюзных органов организаций. Их согласительные права заменены лишь мнением профсоюзного органа, не обязательным для работодателя. В каждом из институтом трудового права в Кодексе есть статья, предусматривающая определенное (хотя и ограниченное) участие профсоюзного органа в правоприменительных действиях администрации путем дачи согласия или изложения своего мнения на конкретные правоприменительные действия администрации. Таких статей в Кодексе около двух десятков. Кроме того, ряд законов (о коллективных договорах и соглашениях, о занятости, об основах охраны труда и др.) также предусматривают отдельные права профсоюзов и их органов.
Субъектом трудового права является не сама эта массовая организация работников, а ее органы на всех уровнях, начиная с низового— профсоюзного органа организации и заканчивая федеральным — Советом Федерации независимых профсоюзов (СФНП) или другим федеральным профсоюзным органом. [6; с 73]
Профсоюзы действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Их органы регистрируются лишь как юридические лица.
Государственные органы, организации обязаны всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности. Эта обязанность возлагается на работодателя и его администрацию. Так, по Закону о профсоюзах они обязаны предоставлять профсоюзному органу организации помещения, транспортные средства, средства связи и т. д., а также отчислять ему денежные средства на культурно-массовую и физкультурную работу.
Профсоюзы представляют интересы своих членов. Но теперь (по новому Кодексу) профсоюзы не могут участвовать в организации и управлении производством. Однако через них работники могут осуществлять свое право на участие в управлении организациями, поскольку ст. 52 и 53 ТК, закрепляя это право, указывает, что оно осуществляется через представительные органы, а ими являются в первую очередь профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные коллективом вносить предложения по улучшению работы организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания. Работодатель обязан создавать условия для осуществления этого права работников.