Таким образом, в России профессиональная шкала занятости имеет U-образную форму. По сравнению с другими странами в России обнаруживается непропорционально много работников, с одной стороны, с самой высокой и, с другой — с самой низкой квалификацией. В то же время стране, похоже, недостает специалистов средней квалификации и служащих, занятых подготовкой информации.
В результате, несмотря на, казалось бы, активное развитие сферы услуг, в составе российской рабочей силы по-прежнему широко представлены работники физического труда. В России общее соотношение между «белыми» и «синими» воротничками составляет 55% против 45%, тогда как в Чехии — 58% против 42%, а в Германии и того больше — 67% против 33%. Другими словами, в отличие от отраслевой профессиональная структура российской занятости все еще сохраняет индустриальный характер [1].
В пореформенный период российская экономика продолжала активно вовлекать работников со все более высокой формальной образовательной подготовкой (рис.4). По данным переписей населения, за период 1989-2002 годов численность занятых с законченным высшим профессиональным образованием возросла почти на 30%, с незаконченным высшим — на 80% и со средним профессиональным — почти на 20%. Таким образом, трансформационный кризис не смог прервать долгосрочную тенденцию к опережающему росту численности работников с дипломами вузов и ссузов. Напротив, группы, расположенные в центральной и нижней части образовательной шкалы, быстро сжимались. Так, контингент работников с начальным профессиональным и со средним (полным) общим образованием уменьшился на 1/3, с основным общим — на 2/3, а с начальным и ниже — на 90%.
Эта разнонаправленная динамика во многом объяснялась чисто демографическими факторами. Старшие поколения имели в своем составе сравнительно много лиц с низкой и сравнительно мало лиц с высокой образовательной подготовкой. Среди младших поколений ситуация была обратной. Соответственно по мере того, как, достигнув пенсионного возраста, старшие когорты покидали рынок труда, численность работников с основным и начальным образованием сокращалась.
Рисунок 4. Динамика численности занятых с различными уровнями образования, по данным переписей населения 1989 и 2002 годов
И наоборот: по мере того как молодые когорты достигали трудоспособного возраста, поступали в ссузы или вузы, а затем выходили на рынок труда, численность работников со средним и высшим профессиональным образованием возрастала. Похоже, что уже в ближайшей перспективе этот механизм смены поколений приведет к практически полному вымыванию с рынка труда лиц с невысокой образовательной подготовкой. В результате очень скоро российская экономика может столкнуться с острым дефицитом неквалифицированной рабочей силы: либо ее придется «импортировать» из-за рубежа, все активнее привлекая мигрантов, либо резко повышать оплату за подобный труд, делая его более привлекательным для лиц с достаточно высоким образованием.
Наглядное представление об образовательных характеристиках российской занятости дает таблица 6. В настоящее время почти 2/3 российских работников имеют третичное образование — либо высшее (26,3%), либо среднее специальное (35,7%). В структуре занятости па долю закончивших ПТУ приходится 15,3%, закончивших средние школы 16,2%. В то же время доля малообразованных работников (с основным образованием или начальным и ниже) составляет менее 7%.
Таблица 6. Образовательная структура населения России, по данным переписей 1989 и 2002 годов (в %)
Группы но уровню образования |
Все население в возрасте 15 лет и старше |
Занятое население в возрасте 15 и старше | ||
1989 г. |
2002 г. |
1989 г. |
2002 г. | |
Высшее профессиональное |
11,3 |
16,2 |
11,6 |
23,3 |
Неполное высшее профессиональное |
1,7 |
3,1 |
1,3 |
3,0 |
Среднее профессиональное |
19,2 |
27,1 |
24,3 |
35,7 |
Начальное профессиональное |
13,0 |
12,8 |
17,8 |
15,3 |
Среднее (полное) общее |
17,9 |
17,7 |
20,8 |
16,2 |
Основное общее |
17,5 |
13,9 |
13,5 |
5,6 |
Начальное общее |
12,9 |
7,8 |
6,7 |
0,9 |
Не имеют начального общего |
6,5 |
1,0 |
1,1 |
0,1 |
Неудивительно, что по формальным признакам российская рабочая сила предстает сегодня как одна из самых высокообразованных в мире. Чтобы поместить российские показатели в сравнительный контекст использовались данные ОЭСР. В России доля лиц с образованием не ниже вторичного (то есть не ниже полного среднего или начального профессионального) является самой высокой среди всех рассматриваемых стран — 89%. Впрочем, практически такие же показатели демонстрируют Чехия, США, Норвегия, Словакия и некоторые другие страны. Гораздо удивительнее, что Россия оказывается лидером и по доле лиц с третичным (то есть высшим или средним профессиональным) образованием — 57%. Это почти на 15 п.п. больше, чем у следующей за ней Канады, и в несколько раз выше, чем у других постсоциалистических стран, где данный показатель не превышает даже 15%. Еще благоприятнее выглядит образовательная структура занятого населения: и по доле работников с образованием не ниже вторичного (94%), и по доле работников с третичным образованием (64%) Россия удерживает первое место в мире. Так, занятых с третичным образованием оказывается в ней (в относительном выражении) в два раза больше, чем в Великобритании, Германии или Франции! Конечно, в значительной мере «первенство» России обеспечивается сверхвысокой пропорцией лиц, имеющих среднее профессиональное образование. Однако и по доле лиц с высшим образованием (21%) Россия входит в группу лидеров. Этот результат нельзя не признать феноменальным — особенно если мы примем во внимание резкое отставание России от большинства рассматриваемых стран по уровню экономического развития (табл. 7).
Таблица 7. Доля лиц с образованием не ниже вторичного и с третичным образованием в возрасте 25-64 года, 2003 год (в %)*
Страны |
Все население |
Занятое население | ||
Доля лиц с образованием не ниже вторичного |
Доля лиц с третичным образованием |
Доля лиц с образованием не ниже вторичного |
Доля лиц с третичным образованием | |
Канада |
84 |
44 (22) |
88 |
48 |
США |
88 |
38 (29) |
90 |
42 |
Япония |
84 |
37 (21) |
86 |
40 |
Швеция |
82 |
33 (18). |
85 |
36 |
Финляндия |
76 |
33 (16) |
81 |
39 |
Австралия |
62 |
31 (20) |
69 |
36 |
Норвегия |
87 |
31 (29) |
90 |
34 |
Великобритания |
65 |
28 (19) |
74 |
34 |
Южная Корея |
73 |
29 (22) |
75 |
32 |
Испания |
43 |
25 (18) |
51 |
31 |
Франция |
65 |
23 (14) |
71 |
27 |
Германия |
83 |
24 (14) |
88 |
29 |
Венгрия |
74 |
15 |
85 |
20 |
Польша |
48 |
14 |
62 |
22 |
Чехия |
86 |
12 |
92 |
14 |
Словакия |
87 |
12 (11) |
94 |
15 |
Россия (2002) |
89 |
57(21) |
94 |
64 |