рефераты по менеджменту

Стратегия концентрации

Страница
1

Основные принципы концентрации

Концентрация производства представляет собой объективный процесс сосредоточения средств производства, рабочей силы и объема выпускаемой продукции на крупных предприятиях.

Определяющим мотивом концентрации производства является увеличение объема получаемой прибыли. Для того чтобы постоянно увеличивать прибыль, предпринимателю приходится капитализировать часть получаемой прибавочной стоимости, превращать ее в добавочные средства производства и дополнительную рабочую силу. Это обусловливает рост отдельных предприятий и увеличение масштабов производства. Вместе с тем конкуренция и кредит порождают тенденцию к добровольному или принудительному объединению уже функционирующих капиталов. Таким образом, материальной основой концентрации производства служат концентрация и централизация капитала.

Концентрация капитала - это увеличение размеров капитала в результате накопления (капитализации) части прибавочной стоимости.

Накопление прибавочной стоимости увеличивает производительно используемый капитал как на отдельных предприятиях, так и в масштабе макроэкономики в целом. Концентрация капитала характеризуется следующими показателями: числом работающих на предприятии, производственной мощностью предприятия, количеством перерабатываемого сырья, объемом товарооборота, размером прибыли.

Развитие машинного производства, применение достижений науки и техники стали возможными лишь в условиях концентрации капитала и крупного производства. Мелкое товарное производство не может привести к высокой степени концентрации, хотя и подготавливает для этого необходимые условия. Особенно крупный толчок концентрации капитала дало развитие производства, которые требуют огромных единовременных инвестиций, например, строительство железных дорог.

Горизонтальная концентрация производства - это укрупнение предприятий и фирм в пределах определенной отрасли макроэкономики. Она представляла основную форму концентрации производства в эпоху свободной конкуренции, а также в первые десятилетия XX в.

Вертикальная концентрация производства - это процесс сосредоточения производства продукции нескольких взаимосвязанных отраслей макроэкономики. Она получила широкое развитие в условиях научно-технической революции и не замыкается рамками комбинирования в рамках отрасли.

Современные монополии включают не только предприятия, поставляющие предметы труда, но и удовлетворяющие их потребности в оборудовании. Такую концентрацию сопряженных производств следует отнести к диверсификации производства.

Диверсификация (разнообразие) - это расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями. Она связана с увеличением выпуска основной продукции, а также с организацией новых видов производства, проникновением в другие отрасли и сферы макроэкономики.

В результате диверсификации предприятия превращаются в многосторонние сложные комплексы, включающие различные фирмы и комбинаты, которые весьма отдаленно связаны с первоначальным видом деятельности. Диверсификация производства связана с диверсификацией инвестиций, расширением номенклатуры внутренней и внешней торговли.

Диверсификация облегчается акционерной формой предприятий. Крупные предприятия помещают свои капиталы в другие производства и отрасли экономики путем скупки акций компаний, производящих иные товары. Диверсификация вызывает слияние капиталов и образование фирм - конгломератов.

Конгломераты - это одна из форм объединений, возникшая в 60-х годах XX в. преимущественно в США. Конгломерационные слияния бывают двух типов: функциональные (объединяют фирмы, взаимосвязанные в процессе производства) и инвестиционные (объединяют фирмы без всякой производственной общности). К возникновению собственно конгломератов ведут слияния второго типа. Конгломераты отличаются рядом особенностей:

1) они объединяют широкий круг фирм, между которыми отсутствует какая-либо связанность характера;

2) для них характерен высокий уровень децентрализации управления. Отделения конгломератов пользуются более широкой автономией, чем отделения диверсифицированных фирм.

В связи с этим первостепенное значение приобретает система планирования и контроля как способ управления конгломератом;

3) капитал конгломерата стремительно растет в результате слияний и в основном направляется на усиление контроля над уже существующими фирмами, а не на создание новых производственных мощностей;

4) слияние фирм в конгломерат происходит вокруг или с участием банка. Фирмы в составе конгломерата скрепляют свои “империи” узами финансового и административного контроля;

5) конгломераты хорошо справляются с конкурентами, уменьшают риск убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний. Именно они пользуются прежде всего плодами научно-технической революции.

Концентрация производства на определенном уровне своего развития подводит к возникновению монополий. Внутренняя связь между концентрацией производства и образованием монополий состоит в следующем:

1) концентрация производства, достигнув высшей ступени развития, создает возможность возникновения монополий. Пока концентрация производства была еще сравнительно незначительной, возникновение монополистических объединений было невозможно. Многие тысячи разрозненных предприятий не могут прийти к соглашению друг с другом об установлении единых цен на товары, о размежевании рынков сбыта. Напротив, когда в каждой отрасли господствующее положение занимают несколько десятков крупнейших предприятий, то они могут договориться друг с другом и создать монополистическое объединение;

2) концентрация производства на высшей ступени своего развития обусловливает необходимость возникновения монополий. Конкуренция между крупными предприятиями имеет особенно разрушительный характер и чревата для них большими потерями. В целях ограничения конкуренции, установления высоких цен на товары и получения высокой прибыли крупным предпринимателям необходимо объединиться в монополистические союзы.

Промышленные монополии представляют собой укрупнённые предприятия или объединения крупных промышленных капиталов, сосредоточивающих значительную долю производства товаров и использующих свое положение для повышения цен и присвоения монопольно высокой прибыли.

Концентрация производства - главная причина образования монополий. Однако имеются и другие факторы, которые способствуют образованию монополий. К ним следует отнести:

1) протекционистскую таможенную политику государства. Она преграждает иностранным конкурентам доступ на внутренний рынок и тем самым содействует возникновению монополий;

2) финансовую политику и деятельность банков. Банки. способствуют ускоренному росту промышленных монополий.

Однако первопричину монополий нельзя усматривать ни в политике банков, ни в политике государства. Причина образования монополий находится в сфере производства.

Стратегия концентрации.

Концентрирование начинается с выбора рыночной ниши, характеризующейся определенными требованиями и предпочтениями покупателей. Ниша может быть выделена в силу географического положения, особых требований к использованию продукции или в силу специфических свойств продукции, удовлетворяющих потребителей ниши. Основой для успешной конкурентной борьбы при применении стратегии концентрирования в обслуживании ниши являются либо меньшие, чем у конкурентов издержки, либо способность предложить потребителям ниши нечто отличное от продукции конкурентов. Успех стратегии концентрирования, основанной на сниженных издержках зависит от наличия целевого сегмента рынка, потребности которого можно удовлетворить с меньшими затратами по сравнению с остальной частью рынка. Успех стратегии концентрирования, основанной на дифференцировании, зависит от наличия целевого сегмента рынка, требующего, чтобы продукция обладала какими-то особыми качествами.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту