1. Виды коммуникаций: 1) вербальные (устные, письменные); 2) невербальные (язык телодвижений, параметры речи).
Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций. Вербальные коммуникации реализуются посредством устных и письменных сообщений. Устная передача информации осуществляется в процессе речевого диалога, совещаний, переговоров, презентации, телефонного разговора, когда наибольший объём информации передаётся посредством голосовой связи. Письменные коммуникации реализуются через документы в форме писем, приказов, распоряжений, инструкций, положений, когда руководитель передаёт подчинённому письменные указания.
Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. Язык телодвижений – главный компонент невербальный коммуникаций, оказывающих воздействие на другого человека (до 55% всех коммуникаций). К нему относятся одежда, осанка, жесты, собственно телодвижения, фигура человека, поза, выражение лица, контакт глазами, размер зрачков, расстояние между говорящими. Параметры речи – 2-й по значимости компонент невербальных коммуникаций. Параметры речи: интонация. Тембр голоса, частота дыхания, выбор слов, употребление жаргона, громкость голоса, произношение слов и т. д.
2. Способы обеспечения: 1) слушание; 2) речь; 3) чтение; 4) письмо.
3. Тип личности: 1) экстраверт (сенсорный, мыслительный, решающий); 2) интроверт (интуитивный, чувствующий, воспринимающий).
Тип личности человека имеет большое значение в обеспечении эффективности коммуникаций. К каждому типу личности необходим разный подход.
4. Индикатор модальности: 1) визуальная; 2) аудиальная; 3) кинестетическая.
Индикатор модальности характеризует способы восприятия и передачи информации и является одним из важных моментов технологии нейролингвистического программирования (НЛП) – системы средств для познания и изменения человеческого поведения и мышления. Основные положения НЛП основаны на том, что разные люди воспринимают, думают и вспоминают по-разному.
5. Трансактный анализ: 1) родитель; 2) взрослый; 3) дитя.
Эффективность коммуникаций во многом определяется состояниями, в которых находятся лица, вступающие в коммуникацию. В зависимости от обстоятельств эти состояния могут меняться. Одна из самых популярных психологических теорий, описывающих эти явления – трансактный анализ Э Берна.
Переговоры – обмен мнениями с деловой целью. Люди вступают в переговоры, когда устраиваются на работу, оговаривают с начальством повышение заработной платы или занимаемой должности, обсуждают с деловыми партнёрами условия хозяйственного договора, условия купли-продажи товара и т. д. Если переговоры деловых партнёров чаще всего происходят в равных условиях, то переговоры деловых подчинённого с руководством или директора коммерческого предприятия с представителями налоговой инспекции и органов администрации чаще всего происходят в неравных условиях.
Переговоры состоят из 3-х основных частей:
1. Подготовка переговоров: 1) определение проблемы; 2) установка цели и задач; 3) анализ ситуации; 4) определение тактики переговоров.
2. Процесс переговоров: 1) реализация тактики; 2) нахождение ответа на вопрос: «Как продвинулось решение проблемы?»; 3) сделать выводы, прийти к соглашению.
3. Анализ результативности: 1) реализация соглашения; 2) контроль исполнения; 3) приобретение навыков для следующих переговоров.
Принципы общения с людьми:
1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
2. Улыбайтесь.
3. Помните имя и фамилию человека.
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6. Внушайте своему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
7. Критикуя, помните о достоинстве человека.
Позитивный метод воздействия:
1. Формирование морального кодекса (правил) взаимоотношений сотрудников.
1.1. Разработка философии предприятия, регламентирующей внутрифирменные правила взаимоотношений.
1.2. Чёткое следование философии предприятия на всех уровнях управления и во всех подразделениях.
1.3. Обеспечения соответствия государственной и внутрифирменной кадровой политики.
1.4. Развитие корпоративной культуры и партнерских взаимоотношений сотрудников.
1.5. Реализация принципов патернализма: сотрудники фирмы образуют одну большую семью.
2. Эффективные социальные методы воздействия.
2.1. Постоянное поведение социологического анкетирования в коллективе о состоянии климата и роли руководителей.
2.2. Проведение интервьюирования и личного наблюдения в коллективе, ориентация на демократический стиль руководства.
2.3. Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе (перестройка структуры, оплаты труда, смене лидеров).
2.4. Планирование социального развития коллектива на основе обеспечения роста жизненного уровня и социальных нормативов.
2.5. Поддержка соревновательности и инициативности сотрудников, накопленных традиций.
3. Рациональные психологические методы воздействия на персонал.
3.1. Формирование хорошего психологического климата в коллективе на основе чёткого соблюдения прав человека и психологических методов исследования.
3.2. Эффективное использование психологических методов мотивации: внушение, убеждени6, подражание, вовлечение, побуждение (теория “Y”).
3.3. Проведение психологического тестирования сотрудников и организации индивидуальной работы с ними с учётом типа личности, темперамента.
3.4. Организация психологической службы и психологических консультаций для сотрудников.
3.5. Проведение психологических тренингов и семинаров для руководителей всех уровней управления.
Негативный метод воздействия:
1. Применение размытого морального кодекса, основанного на двойной морали.
1.1. Отсутствие философии предприятия, ориентация только на формальные взаимоотношения сотрудников.
1.2. Нарушение общественных и внутрифирменных норм в угоду личным интересам лидеров и руководителей.
1.3. Доминирование внутрифирменной кадровой политики над государственной, религиозными нормами поведения и общественной моралью.
1.4. Игнорирование корпоративной культуры и поддержка групповых интересов подразделений.
1.5. Реализация принципов индивидуализма, личных интересов и поощрения только лучших членов коллектива.
2. Неэффективные социальные методы воздействия.
2.1. Игнорирование социологического анкетирования и поддержка неформальных методов сбора информации (слухи, сплетни и др.).
2.2. Поддержка формальных правил взаимоотношений и создания барьеров в звене руководитель – подчинённый.
2.3. Игнорирование социальных экспериментов, проведение радикальных изменений без подготовки и информирования коллектива.
2.4. «Сбрасывание» проблем социального развития коллектива на городские власти и инфраструктуру сервиса.