рефераты по менеджменту

Социально – психологический климат организации

Страница
1

Введение.

Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, почему одни компании функционирует оптимально, и их сотрудники получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других — люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть организацию, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется?

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.

Объектом исследования выступает первичный трудовой коллектив и его члены.

Предметом изучения являются стратегии поведения членов первичного трудового коллектива в конфликтной ситуации.

В связи с этим выдвигается гипотеза о связи между стратегиями поведения членов коллектива и социально-психологическим климатом.

Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования как метод наблюдения и метод тестирования.

«Социально – психологический климат организации»

Теоретические аспекты.

Основу любой организации составляют кадры, которые участвуют во всех сферах ее жизнедеятельности. Люди, работающие в организации очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: возрасту, полу, образованию, национальности, семейному положению и т.д., все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведения других членов организации.

Вступая в организацию, человек должен уяснить для себя, каким нормам он должен следовать в общении с коллегами, как следует интерпретировать деятельность организации, в какой форме и по каким вопросам обращаться к руководству, в каком виде принято ходить на работу как принято распоряжаться рабочим временем, а так же временем, отведенным для отдыха. В любой организации человек работает в окружении коллег товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительное большое влияние, либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желание работать производительно, с полной отдачей. Отношения между коллегами образуют сложную, изменяю­щуюся, взаимосвязанную систему. В связи с этим всплывает такое понятие, как социально – психологический климат организации.

Существуют несколько определений понятия социально- психологический климат. Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.[1]

А В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей.

Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»:

1) социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан, 2) моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе и 3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат- это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.[2]

Психологический климат, без оценки личностного отношения к деятельности и ее результатам, без учета целой совокупность социальных, экономических и общественно-личностных факторов, сосредоточенных в структурированной и организованной деятельности, остается просто красивым понятием. Часто, им маскируют недостаток профессионализма, выражающийся в ограниченном знании методов и в неспособности их использования в его оптимальном формировании.

При обращении к проблемам социально-психологического климата коллектива одним из важнейших является рассмотрение факторов, влияющих на климат. Эта проблема имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Ведь выделив факторы, так или иначе влияющие на климат какой-либо группы, мы сможем попытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление. Рассмотрим проблемы социально-психологического климата на конкретном примере.

[1] Е.С. Основы социальной психологии. –М., 1967

[2] Шепель В.М. Управленческая психология. – М., 1986

Исследование социально – психологического климата в ООО «Эльдорадо».

На основе социометрического метода было проведено исследование социально – психологического климата в молодом развивающемся коллективе магазина «Эльдорадо», расположенного в г. Урюпинск, ул. Ленина,85. Как видно из названия, магазин занимается розничной торговлей бытовой техники. «Эльдорадо» открылся 2 года назад, все сотрудники работают в нем со дня основания и до момента исследования.

Исследование происходило в два этапа. Сначала, велось стороннее наблюдение, в ходе которого выявилось некое напряжение в, на первый взгляд, дружном коллективе. На втором этапе участникам было предложено ответить на вопросы специально разработанного О.С. Михалюком и А.Ю. Шалыто теста и, исходя из обработки данных, было установлено следующее: коллектив торгового предприятия состоит из 11 человек, примерно одинаковых по возрастному составу; по полу: 54% - девушки, и 46% молодых людей. Высшее образование из всех членов коллектива имеет один человек, что составляет 9,1% от общего числа сотрудников, незаконченное высшее – 1 человек (9,1%), среднеспециальное – 2 человека (18,%). Изначально прогнозируемо, что большинство (63,6%) имеет среднее образование. Что касается профессионально состава группы, то и это изначально угадывается: а именно основная масса – это продавцы и два кассира. По предоставленным данным среднемесячной заработной платы выяснили, что мужская часть в среднем в месяц получает больше на 2100 р., чем женская (молодые люди – 9200р., девушки – 7083р.), но это обусловлено тем, что молодые люди продают крупно бытовую технику, компьютеры и телевизоры, а этот товар приносит больше прибыли и соответственно размер процента, составляющий зарплату продавцов, больше, поэтому на этой почве не возникает никаких разногласий внутри коллектива. И последнее, что следует отметить в социально – демографической характеристики, это семейное положение членов группы: большинство из респондируемых не обременено семейными отношениями, три человека состоят в браке, один разведен.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту