Комментируемая статья предусматривает круг лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастного случая. К ним относятся лица, работающие на условиях трудового договора (контракта); учащиеся и студенты учебных заведений, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты, привлеченные к каким-либо работам во время, перед или после занятий; во время занятий, когда они приобретают профессиональные навыки; в период прохождения производственной практики (стажировки) выполнения работ на предприятиях; лица, которые содержатся в исправительно-трудовых, воспитательно-трудовых учреждениях и привлекаются к трудовой деятельности на производстве этих учреждений или других предприятий по специальности.
Страхователями являются работодатели. Они несут ответственность за безопасные условия труда на производстве. Финансирование страховых выплат, социальных услуг осуществляет Фонд социального страхования от несчастных случаев.
Государство гарантирует всем застрахованным гражданам обеспечение прав в страховании от несчастного случая и профессионального заболевания.
3. Для правильного применения и толкования правил данной статьи необходимо выяснить основные критерии страхования. Таковыми, на наш взгляд, являются страховой риск и страховой случай. Под страховым риском принято считать обстоятельства, вследствие которых может наступить страховой случай. Страховым же случаем является несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, причинившее застрахованному профессионально обусловленную физическую травму, с наступлением которой возникает право застрахованного лица на получение материального обеспечения и социальных услуг.
Несчастный случай или профессиональное заболевание, происшедшие вследствие нарушения актов об охране труда застрахованным, также являются страховым случаем. К страховым случаям относятся и факты нарушения застрахованными лицами правил охраны труда, повлекшие несчастные случаи или профессиональное заболевание. Законодательство не освобождает в таких случаях страховщика от выполнения обязательств перед потерпевшим.
Законодательство дает легальное и достаточно полное юридическое понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Несчастный случай — это ограниченное во времени событие или внезапное воздействие на работника опасного производственного фактора или среды, происшедшее в процессе выполнения им трудовых обязанностей, вследствие которых при чинен вред здоровью или наступила смерть.
К профессиональному заболеванию относится заболе вание, которое возникло вследствие профессиональной деятельности застрахованного и обуславливается исключительно или преимущественно воздействием вредных веществ и определенных видов работ и других факторов, связанных с работой.
Перечень обстоятельств, при которых наступают страховой случай и профессиональное заболевание, утверждается Кабинетом Министров Украины.
4. Работник, получивший травму или профессиональное заболевание на производстве, имеет право на возмещение материального ущерба, на условиях, установленных законодательством. Виды и размеры материального ущерба определены Законом Украины о несчастном случае на производстве. Так, при наступлении страхового случая потерпевшему возмещается ущерб в виде страховых выплат: утраченного заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности (ежемесячные страховые выплаты); единовременного пособия потерпевшему (членам его семьи и лицам, находившимся на иждивении умершего); пенсии по инвалидности; пенсии членам семьи в связи с потерей кормильца; денежной выплаты ребенку, родившемуся инвалидом вследствие травмирования на производстве или профессионального заболевания его матери во время беременности; расходов на медицинскую и социальную помощь.
Ежемесячные страховые выплаты не должны превышать среднемесячного заработка, который потерпевший имел до повреждения здоровья. Если комиссией по расследованию несчастного случая установлено, что повреждение здоровья наступило не только по вине работодателя, а и вследствие нарушения потерпевшим нормативных актов об охране труда, размер единовременного пособия уменьшается на основании заключения этой комиссии, но не более чем на 50 процентов.
Пенсии работникам и членам их семей назначаются в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении» и иными законодательными актами.
1. Основная масса отношений в области пенсионного обеспечения регулируется Законом Украины «О пенсионном обеспечении». Основаниями для пенсионного обеспечения являются различные юридические факты: достижение пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца; длительное выполнение определенной, профессиональной деятельности — выслуга лет.
Закон Украины «О пенсионном обеспечении» устанавливает основные виды пенсий — трудовые и социальные. К трудовым относятся пенсии: по старости (по возрасту), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если гражданин имеет право на различные виды пенсии, то по общему правилу назначается и выплачивается только одна, по его выбору.
2. Обращение за назначением пенсии. Вопросами назначения пенсий занимаются районные (городские) управления социальной защиты населения, а выплату пенсий осуществляют региональные органы Пенсионного фонда Украины.
Граждане, имеющие право на пенсию, могут обращаться за ее назначением в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком.
Работники, которые ко времени обращения за пенсией продолжают трудовую деятельность, подают заявления о назначении пенсии собственнику предприятия или уполномоченному им органу. Остальные граждане подают заявления непосредственно в районное (городское) управление социальной защиты по месту жительства. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество заявителя, его адрес и вид пенсии, которую просит заявитель назначить.
Заявления работников о назначении пенсии обязатель но регистрируются в специальном журнале.
Обращение работника за пенсией, по общему правилу, вызывает обязанность администрации предприятия в де сятидневный срок подготовить необходимые документы и принять решение о представлении к назначению пенсии. Если работнику отказано в представлении к пенсии, то ему должно быть в письменной форме сообщено о при чинах, по которым отказано.
Принятое решение не предрешает вывода о назначе нии пенсии. Работник может самостоятельно обратиться по этому вопросу непосредственно в районное (городское) управление социальной защиты. Юридическая значимость предварительного решения администрации состоит в том, что без нее управление соцзащиты, как правило, не par сматривает вопрос по существу.
Решение администрации облекается в форму соответствующего документа — «Представления». В него вносятся все сведения, которые необходимы для рассмотрение вопроса о назначении пенсии. «Представление» подписывают руководитель и председатель профкома, подписи заверяются печатью. К «Представлению» прилагаются соответствующие документы — заявление о назначении пенсии, трудовая книжка, справка о заработной плате, справка о трудовой деятельности, которая не отражена в трудовой книжке, другие документы.