Этап IV. Выделение сегментов
На основе полученных признаков сегментирования можно сформировать сегментные группы (также называемые "потребительские сегменты"). По логике, сегментов должно быть 16 (в данном примере), в результате пересечения вариантов ответов по каждому принятому признаку сегментирования (табл. 5).
Таблица 5 Возможное количество сегментов, образующееся на пересечении признаков сегментирования "стаж работы в сети" и "профессиональная специализация"
"Стаж работы в сети" | ||||
"Профессиональная специализация" |
Менее 1 года |
1-2 года |
2-3 года |
более 3 лет |
Не использую |
1 |
2 |
3 |
4 |
Использую крайне редко |
5 |
6 |
7 |
8 |
Ежедневно обращаюсь к сети |
9 |
10 |
11 |
12 |
Интернет - часть моей работы |
13 |
14 |
15 |
16 |
Но использование такого количества сегментов невозможно. Во-первых, некоторые сегментные группы будут слишком малы (до 5% от общей численности клиентов). Во-вторых, дифференцировать ассортимент услуг в отношении такого большого числа сегментных групп крайне трудно, да и не рационально по сути. Обычно выделяют 4-6 устойчивых сегментных групп, в отношении которых и производится товарная дифференциация. Поэтому по приведенной таблице высчитывается процент респондентов, оказавшихся в той или иной из 16 групп возможных сегментных групп, предполагая, что этот процент можно распространить на всех клиентов. Группы с наиболее высоким процентом выделяем как сегменты рынка. Вычисление процента по сегментным группам для рассматриваемого примера представлено на рис.
Рис. 4. Вычисление процента по сегментным группам в программе STATISTICA 3
Итак, в приведенном примере мы выделим сегменты:
Профессиональная специализация" |
"Стаж работы в сети" |
% |
Не использую |
Менее 1 года |
23 |
Не использую |
1-2 года |
22 |
Использую крайне редко |
1-2 года |
17 |
Ежедневно обращаюсь к сети |
1-2 года |
15 |
Этап V. Формулировка сегментов
На последнем этапе выделенным сегментам дают описание и присваивают специальные маркетинговые "прозвища" для удобства последующей работы с ними. Для нашего примера, таблица описаний и "прозвищ" будет выглядеть так, как это представлено в табл. 6.
Таблица 6 "Прозвища" и описания для выделенных сегментов
"Профессиональная специализация" |
"Стаж работы в сети" |
"Прозвище" сегмента |
Описание (характеристики сегмента) |
Не использую |
Менее 1 года |
"Новичок" |
Данный сегмент еще не успел основательно освоиться в среде Интернет, использует Интернет в бытовых целях, не применяет его в своей профессиональной деятельности |
Не использую |
1-2 года |
"Бытовой Интернет" |
Представители сегмента освоили сеть Интернет и легко в ней ориентируются, но их профессиональная деятельность либо лежит за пределами сети Интернет, либо они не знают возможностей использования Интернет в своей профессиональной деятельности |
Использую крайне редко |
1-2 года |
"Справка на работе" |
Представители сегмента представляют себе возможности Интернет и используют его на работе для получения справочной информации в редких случаях. Профессия чаще не связана с информационными потоками |
Ежедневно обращаюсь к сети |
1-2 года |
"Интернет в работе" |
Представители сегмента представляют себе возможности Интернет и активно используют его на работе для получения профессионально ориентированной информации |
Таким образом, мы имеем выделенные признаки сегментирования и выделенные сегменты, в отношении которых может производиться проектирование, модернизация или позиционирование товара.
Завершающей стадией формирования сегментных групп (вне зависимости от того, каким способом производилось сегментирование) является "критериальная оценка" выделенных сегментов, в рамках которой рассматривается их соответствие ряду маркетинговых критериев успешности позиционирования на них услуг. Традиционно рассматривают критериальные оценки: "соответствие емкости сегмента", "доступность сегмента", "существенность сегмента", "совместимость сегмента с рынком основных конкурентов". Критериальная оценка производится на основе оценки либо количественных показателей сегментов или экспертных оценок в отношении изучаемого сегмента.
При оценке по критерию емкости сегмента положительным параметром можно считать возможность направить все производственные мощности нашего предприятия на работу в данном сегменте, т.е. емкость сегмента должна быть больше или равна производственной мощности предприятия по услуге.
Критерий доступности сегмента для предприятия: анализ этого вопроса дает руководству информацию, есть ли у него возможность начать продвижение своих услуг на выбранном сегменте или еще предстоит позаботиться о формировании сбытовой сети и налаживании отношений с посредниками. То есть стоит вопрос: работало предприятие ранее с этим сегментом?