На начальных стадиях пοтери мοтивации шансы οткрыть в рабοтнике "втοрοе дыхание" высοки. Если демοтивация нοсит ситуациοнный характер, тο для этοгο дοстатοчнο ликвидирοвать ее причину. Успех зависит οт тοгο, есть ли у кοмпании вοзмοжнοсти удοвлетвοрить требοвания персοнала. Впрοчем, тратить ресурсы кοмпании на вοсстанοвление "пοгасших" сοтрудникοв не всегда целесοοбразнο.
1. Как бы плохо ни была сделана работа, все-таки нужно начать с похвалы (указания на удачные моменты в работе). Похвалите работника за его общие заслуги, укажите на его незаменимость в коллективе. Даже если коллега донельзя зауряден, все равно укажите на его достоинства (конечно, предварительно вычленив их и обдумав свои слова, иначе эффект может получиться совершенно непредсказуемым)!
2. Косвенно укажите на сделанные ошибки, сославшись на отстраненную жизненную историю (Эзопов язык куда лучше может дать понять сотруднику о промахе, чем нудное и обидное прямое распекание его работы).
3. Если Ваши должностные обязанности не сильно расходятся на иерархической лестнице «начальник — подчиненный», полезно будет вначале рассказать, с какими трудностями приходится сталкиваться Вам, и как Вы исправляете сделанные ошибки. Самокритика — порой самое лучшее оружие при беседе с работником. Даже если работа выполнена заведомо плохо, то вышеуказанный подход к ее оценке, в худшем случае, может ввести сотрудника в ступор, понизив тем самым его бунтарское настроение.
4. Удерживайтесь от приказного тона. Ряд наводящих вопросов может преподать нерадивому работнику неплохой урок. Он сам сделает выводы, а то и критично оценит свою работу, тем самым освободив Вас от неприятного «разжевывания» моментов. Кроме того, творческие и амбициозные люди не любят приказного тона и начинают работать не в полную силу.
5. Не скупитесь на похвалу и высоко оценивайте всякий положительный момент в работе подчиненного.
6. Не ограничивайте работника в его инициативе относительно работы. Дайте ему понять, что готовы поддержать любое его начинание, нацеленное на подъем общего дела.
7. Убедите подчиненного, что Вы готовы прийти к нему на помощь и всегда предоставите ему шанс поднять свой престиж в глазах сотрудников.
8. Внушите работнику, что у него хорошая репутация — это заставит его быть ответственнее, чтобы поддерживать свой статус.
9. Не скупитесь на моральные поощрения! Дайте подчиненному понять, что ошибка легко может быть устранена за счет исправления некоторых нюансов. Это сделать нетрудно — Ваш авторитет в его глазах, несомненно, вырастет.
10. Постарайтесь донести до подчиненного мысль о том, что работа, которую Вы ему предлагаете, — легкая и интересная, а ему будет полезно усовершенствовать свой трудовой опыт за счет выполненного задания. Развивайте в себе качества строгого, но корректного руководителя, и коллектив ответит вам искренней преданностью.
Еще наиболее часто встречается в трудовом коллективе ИМИТАЦИЯ РАБОТЫ, которая очень негативно влияет на рабочий процесс.
Имитация работы – малозаметный, но почти неизлечимый недуг большинства современных компаний, от монополистических гигантов до небольших предприятий, где и сотрудников-то кот наплакал. Везде повторяется одна и та же картина: менеджер, в рабочее время обсуждающий по ICQ свои планы на выходные, секретарша, по служебному телефону выясняющая отношения с подругой, или стажер, на офисном компьютере сочиняющий любовное послание. У них есть одно общее – все они очень заняты. Во всяком случае, если какой-нибудь неожиданно зашедший руководитель попытается выяснить их занятие в данный момент, наверняка окажется, что рабочий день каждого из них расписан буквально по минутам. При этом часто реальный результат деятельности – в лучшем случае «мартышкин труд», совершенно бесполезный для работодателя.
Стратегии для бездельника
Стратегии, применяемые сотрудниками в процессе имитации работы, можно разделить на два основных типа: те, которые препятствуют созданию негативного впечатления и, соответственно, понижению в должности, и те, которые направлены на карьерное продвижение. Основные уловки первой группы – обособление («я тут ни при чем», «это не мое дело»), извинение (имитация искреннего раскаяния) или представление собственного провала как неизбежного следствия обстоятельств. Их общая цель – скрыть недостатки в собственной работе.
Главная стратегия второй группы основана на принципе «вспотел – покажись начальству». Суть ее в том, чтобы постоянно демонстрировать руководству интенсивность собственной работы, независимо от ее результативности.
Еще один вид имитации – присоединение к чужой деятельности – хорошо иллюстрируется анекдотом про муху, которая сказала: «Мы пахали – я и трактор». Стратегия «умножения препятствий» заключается в том, что сотрудник старается максимально раздуть в глазах руководства объем работы, проделанный им для достижения какого-то, пусть даже и реального, результата.
Как бороться с имитацией
По мнению Сергея Филоновича, одно из правил борьбы с имитацией можно сформулировать так: работу можно изображать только тогда, когда она плохо спланирована. Если же перед сотрудником поставлены конкретные количественные задачи и указаны сроки, то имитировать становится гораздо сложнее. Раз в неделю (или в полгода, если речь идет о стратегических результатах) обмениваются электронными сообщениями, содержащими отчет о проделанной работе. При этом каждый разрабатывает план собственной деятельности на месяц либо на год. Эффективность работы оценивается по результатам выполнения этого плана. Естественно, план привязан к стратегическим целям организации, но сотрудник лично участвует в выработке тех критериев, по которым будет оцениваться его труд.