Интеграция в такой коллектив состоит в объединении усилий для достижения какой-либо общей цели. Важно, чтобы каждый участник, начиная от Руководителя (Президента) и заканчивая сторожем дядей Федей, ясно представляли себе, чем занимается организация и какие у нее цели и задачи. Это не случайно, ибо одна из самых разрушительных сил - центростремительная сила. Все очень хорошо представляют себе, как нежно развиваются отношения между дизайнерами, бьющимися за корпоративный стиль и менеджерами по продажам, для которых ''чем ярче, тем быстрее заметят'', между компьютерщиками и пользователями, между юристами и предпринимателями, маркетинговыми службами и бухгалтерией.
Только менеджер-интегратор способен по крупицам создать целостную ориентацию целевой деятельности компании. Здесь важно не торопясь, шаг за шагом, используя все способности и талант организатора, знания по управлению данным процессом донести до каждого участника важность деятельности каждого для общего результата.
Основной закон существования систем - стремление к самосохранению. Без соблюдения этого закона существование систем немыслимо. А поскольку системы - это форма самоорганизации материи, следовательно, основной закон их существования и есть способ перехода от хаоса к порядку.
Реализация этого способа у каждой системы или группы систем имеет свои механизмы. Таким образом, выявление механизмов, с помощью которых каждая система обеспечивает свое сохранение, является не чем иным, как получением информации к управлению системой, что является одной из актуальнейших проблем теории управления, занятой сейчас решением задачи сохранения порядка в своей системе.
Следовательно, для того, чтобы организации как системе решить проблему своего самосохранения, ей необходимо выявить основные механизмы, способствующие поддержанию порядка, то есть низкоэнтропийного состояния, в системе социум. Это не означает решения проблемы, но это означает возможность увеличения эффективности борьбы с хаосом.
Все живые системы, и социумы в том числе, являются адаптивными системами, для которых характерны изменения в текущем состоянии или переход к другому состоянию посредством обратной связи и ин4юрмации. Реализуется адаптивное поведение социумов главным образом в двух направлениях: адаптирующем (приспособление экосистем к своим потребностям) и адаптационном (самоприспособление социумов к экосистемам). Между этими крайностями существует множество промежуточных форм, однако именно эти крайности являются точками отсчета в развитии социумов. Начав свою историю с преимущественно адаптационного направления, человек в конечном итоге перешел к преимущественно адаптирующему. Последнее и приводило всегда социумы и этносы к локальным и в конечном итоге к глобальному экологическому кризису. Тесная взаимозависимость экосистем и социумов способствовала тому, что в результате адаптирующего развития в экосистемах начинались быстротекущие сукцессионные процессы, которые влекли за собой изменения в социумах. Частые сукцессии создавали вокруг социумов обстановку нестабильности, что приводило к нестабильности самих социумов. Не случайно общество и наука пришли к пониманию необходимости устойчивого развития, что в конечном итоге означает выбор осознанной коэволюции социумов и экосистем и переориентацию с преимущественно адаптирующего развития на преимущественно адаптационное.
Адаптивные механизмы самонастройки любой системы в соответствии с изменившимися внешними и внутренними условиями обладают тем замечательным свойством, что ни внешние возмущения, ни внутренние пертурбации с помощью этих механизмов не способны вывести систему за пределы того "обозримого канала эволюции", того коридора, который заготовила природа для развития этой системы. Чем лучше налажены механизмы адаптации, тем меньше вероятности, что система выйдет за пределы своего существования, перестанет быть самой собой.
Однозначно к адаптивному механизму, осуществляющему непосредственную регулирующую связь социума и экосистемы в рамках социоэкосистемы можно отнести природопользование во всех его формах - от добычи ресурсов в промышленных масштабах до удовлетворения индивидуальной потребности в красивом пейзаже и в сильных ощущениях преодоления стихии.
Кроме того, природопользование является также индикатором, позволяющим судить о состоянии социума и прогнозировать его развитие и соразвитие двух систем - социума и экосистемы. Все остальные сферы жизни социума в данном рассмотрении вторичны, что не мешает им определять характер природопользования, реагируя на изменившуюся ситуацию. Природопользование, включенное в оборот в социуме, приобретает качественно иное состояние и становится экономикой, которая представляет собой закономерный процесс переноса изъятых из экосистем веществ и энергии. Он завершается выносом в экосистемы отходов, качественными и количественными изменениями в потребностях социума и ею индивидуумов. Новые потребности формируют новый качественный и количественный уровень природопользования. В этом последнем звене заключена адаптивная функция социума, но механизмы ее регуляции могут работать на любом участке цепочки.
Внутренние адаптивные механизмы социума можно разделить на три крупных взаимозависимых блока. Первый - этика. Этот социально-психологический механизм регуляции всех уровней жизни вида, и прежде всего социума, вмещает в себя все противоречия этого вида, являющегося одновременно феноменальным и обычным. По этой причине этика как адаптивный механизм социума делится на две части: формальную и неформальную Неформальная этика - явление в основном биологическое, основанное на этолого-эволюционном наследстве человека. которая формируется главным образом стихийно и напрямую зависит от формы природопользования, от состояния средовых систем и самого социума. В силу многофакторности, и особенно в условиях ускорения изменении в социумах и социоэкосистемах, формирование адекватной неформальной этики всегда запаздывает, что ведет к запаздыванию адаптивной реакции социума через этот механизм.
Компенсировать недостатки неформальной этики призваны другие механизмы. В качестве реализации феноменального свойства человека появилась этика формальная, существующая в виде различных нормативных актов, обязательных к исполнению в данной системе. Формальная и неформальная этики четко детерминированы, по. в отличие от второй. первая является осознанным механизмом саморегуляции социума, который усиливает и направляет действие второй.
В жизни любого вида, а пластичного в особенности, существенную роль играет наследственность, трактуемая как универсальное влияние прошлого на настоящее. Причем, адаптивное поведение основывается как на первичной наследственно обусловленной инстинктивно-рефлекторной приспособленности, так и па вторичной, ситуативной, которая заключается в научении. В немалой степени это относится и к социумам. В социуме, кроме неформальной этики, функции наследственности и в некоторой степени изменчивости взяло на себя образование, которое также делится на формальное и неформальное. В данном контексте термин наследственность часто заменяется на преемственность, чем подчеркивается иной, не генетический способ хранения и передачи наследственной информации.