В основе этой методологии лежит концепция "поля сил". Любая организация или ситуация рассматривается как находящаяся при определенном балансе или равновесии между движущими и сдерживающими силами изменения. Из анализа поля сил вытекает, что гораздо проще ослабить сдерживающие силы, чем наращивать движущие силы изменений. Именно для этого и необходим такой важный этап как "размораживание".
Ключевой движущей силой изменений является осознание потребности перемен, а главной противодействующей силой - его отсутствие. Поэтому "размораживание" возникает там, где сила движущих факторов превосходит давление факторов противодействующих. Главной задачей менеджера на этом этапе является создание ощущения необходимости изменений. Второй шаг в процессе осуществления перемен - собственно изменение - связан с освоением людьми новых навыков, ролей, норм и стандартов поведения, взаимоотношений и культурных ценностей. Наиболее распространенными и эффективными способами осуществления организационных изменений являются: создание команд; консультирование по вопросам групповой динамики; разработка программ повышения качества трудовой жизни, налаживание межгруппового взаимодействия. Главной задачей менеджера на втором этапе является осуществление запланированных изменений.
Третьим и последним шагом в процессе плановых изменений является "замораживание". Оно концентрирует внимание на подкреплении нового поведения и отношений высокими результатами и вознаграждениями.
Заключение
К понятию «организация» можно подходить с двух точек зрения: структурной и поведенческой. При структурном подходе мы рассматриваем организацию как таковую, способы распределения производственных обязанностей и то, каким образом передаются полномочия и ответственность в рамках организации. При поведенческом подходе в центре исследования находится человек. Независимо от того, насколько тщательно продумана структура организации, деятельность будет определяться в первую очередь людьми, входящими в состав этой организации, их способностями и мотивацией к труду. Организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.
Представляя организацию как сложную систему, следует учитывать, что она развивается и подчиняется определенным законам. Среди них:
· синергический эффект - возникновение нового системного свойства или более чем пропорциональное увеличение существующего при взаимодействии нескольких подсистем. В организации, объединяя усилия отдельных элементов в единый механизм и системно организовывая взаимосвязанное действие, можно добиться увеличения прибыли, снижения оперативных расходов, снижения потребности в инвестициях (за счет внутреннего эффекта). Здесь есть обратная сторона: при вычленении подсистемы системное свойство теряется (или значительно уменьшается);
· самосохранение, как цель, важная для любой системы. В организации на определенном этапе нужно перестать управлять системой и начать управлять системой управления системы;
· адаптивность - система изменяет свое состояние, реагируя на изменения среды, с целью поддержания гомеостаза. Развитие организации происходит по кривой жизненного цикла, у которой выделяются две группы этапов развития организации - рост и старение.
Наиболее подходящая стратегия в отношении сложной системы состоит в том, чтобы сосуществовать с ней и, зная ее свойства, извлекать из этого сосуществования выгоду.
[1] Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. Пособие. - М.: Аудит, 1998. – С. 217.