рефераты по менеджменту

Роль мотивации в повышении социальной и творческой активности населения

Страница
1

Введение

Формирование эффективной рабочей команды внутри компании одна из важных задач, которая ложится на плечи руководителя. Эффективное руководство невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.

Таким образом, изучение проблем мотивации и стимулирования труда персонала организации в настоящее время является очень актуальным.

Цель контрольной работы – оценить роль мотивации в повышении социальной и творческой активности персонала.

Задачами контрольной работы являются:

1. Изучить методологические основы мотивации трудового поведения.

2. Рассмотреть анализ мотивационной системы персонала в ООО «Хитон-Пласт 2».

3. Выявить проблемы и обозначить пути совершенствования системы мотивации персонала в ООО «Хитон-Пласт 2».

Объектом исследования является ООО «Хитон-Пласт 2».

Предмет исследования – система мотивации в ООО «Хитон-Пласт 2» и ее роль в повышении социальной и творческой активности персонала.

При написании работы были использованы метод изучения документов, методы анализа, синтеза.

Структура работы представлена введением, двумя главами, выводами и предложениями и списком использованной литературы.

В первой главе рассматриваются методологические основы мотивации трудового поведения.

Во второй главе проводится анализ мотивационной системы персонала в ООО «Хитон-Пласт 2».

При написании контрольной работы были использованы труды таких авторов как Аширов Д.А., Гордиенко Ю.Ф., Кибанов А.Я. и др. Также были использованы материалы специальной периодической печати.

Методологические основы мотивации трудового поведения

Теории мотивации персонала

Мотивация - процесс побуждения себя и других к определённой деятельности, направленной на достижение личных целей или целей организации. В основе этого процесса лежит использование разнообразных мотивов, среди которых можно выделить материальные, социально – психологические, духовные, творческие и т.п.

Различают две категории теорий мотивации: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на выявлении тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. К этой группе относятся теории Абрахама Маслоу, Дэвида Мак Клелланда, Фредерика Герцберга, Скиннера Бернарда.

Процессуальные теории мотивации (более современные) основаны на моделях поведения людей с учетом их восприятия и познания (теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера – Лоулера).

Перечисленные категории теорий мотивации не являются взаимоисключающими, а имеют определённые области применения. Чтобы лучше вникнуть в их смысл, нужно понять сущность основополагающих понятий: потребности и вознаграждения (15, С. 229).

Остановимся более подробно на характеристике некоторых из теорий мотивации.

Теория потребностей Д. Мак Клелланда особый акцент делает на потребностях высших уровней по иерархии А. Маслоу. Мак Клелланд полагал, что людям в наибольшей степени присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В этом смысле управление привлекает к себе возможностью попользоваться властью, проявить и реализовать свои замыслы, чувства и желания. Люди с потребностью власти – это энергичные, оперативные и решительные личности, не боящиеся конфронтации, отстаивающие свои позиции. Часто они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания.

Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения ра­боты до позитивного завершения (получилось то, что задумыва­лось), а не только занятием какой-то желаемой должности (хотя и это бывает часто).

Потребность причастности испытывают люди, которые заин­тересованы в наличии компании знакомых, налаживании дружес­ких отношений, оказании помощи другим. Они любят работу, которая дает большие возможности для общения и контактов. Ру­ководители должны таким людям уделять много времени и пери­одически собирать их отдельной группой для общения, обмена мнениями (13, С. 54).

Двухфакторная модель Ф.Герцберга удовлетворенности работой предусматривает деление всех факторов мотивации на две группы. Факторы мотивации теории Ф.Грецберга представлены в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1.

Факторы мотивации теории Ф. Герцберга

№ п/п

Гигиенические факторы

Факторы-мотиваторы

1

Политика администрации фирмы

Успех

2

Условия работы

Продвижение по службе

3

Заработок

Признание и одобрение результатов работы

4

Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными

Высокая степень ответственности

5

Степень непосредственного контроля за работой

Возможность творческого и делового роста

Источник: Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник. – М.: ИНФРА-М,2005. – С. 233.

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в кото­рой осуществляется работа, а факторы-мотиваторы — с самим ха­рактером и сущностью работы.

Согласно этой теории наличие гигиенических факторов не мо­жет мотивировать работников. Оно только предотвратит возник­новение чувства неудовлетворенности работой. Для того чтобы мо­тивировать повышение эффективности деятельности, необходимо наличие факторов-мотиваторов.

Чтобы использовать эту теорию эффективно, необходимо со­ставить перечень гигиенических и мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить, что они предпочи­тают.

Недостатки теории Ф. Герцберга — один и тот же фактор мо­жет вызвать у одного человека удовлетворение работой и неудов­летворение у другого, и наоборот, поскольку у людей разные потребности. Поэтому деление факторов на две группы весьма ус­ловно (15, С. 233).

Для того чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассмотреть поведенческие аспекты и параметры окружающей сре­ды во взаимной связи. Реализация этого подхода привела к созда­нию процессуальных теорий мотивации.

Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории анализируют то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкрет­ный вид поведения. Процессуальные теории считают, что поведе­ние человека определяется не только потребностями. Оно обуслов­лено также его восприятием и ожиданием (в данной ситуации) и возможными последствиями выбранного им типа поведения. Рас­смотрим сущность процессуальных теорий мотивации (3, С.258).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту