Система требований и задач на этапе стратегического планирования Система мотивации должна быть реалистичной. Внедряя любую программу, нужно помнить: запустив в работу даже самую привлекательную схему, компания уже не сможет ее отменить. Именно поэтому надо быть точно уверенным, что данная система мотивации необходима на конкретном этапе развития и что компания располагает достаточным бюджетом для ее реализации. Из схемы нельзя делать исключения, иначе топ-менеджеры не будут доверять предприятию. Если компания столкнулась с какими-то неожиданными последствиями, лучше придумать другую программу, которая компенсирует эти моменты.
Профессиональное внедрение Систему должны разрабатывать и внедрять профессионалы, поскольку мотивация - это тонкий инструмент, требующий тщательной «настройки». Отрицательный резонанс может нанести большой экономический и психологический ущерб. Подготавливая систему мотивации, следует помнить, что топ-менеджера интересует в первую очередь содержание работы. Он не будет выполнять неинтересные для него операции, сколько бы за них ни предлагали заплатить. Поэтому важно прописать и достигнуть соглашения во всех деталях стратегических и оперативных задач.
Так же можно предложить методы стимулирования, которыми могут воспользоваться топ-менеджеры.
Моральное стимулирование. Моральное стимулирование может осуществлять по двум направлениям: поощрение (знаки, символы отличия, награды, благодарности в устной и письменной форме) и порицание. Эффективность порицания зависит от индивидуально психологических особенностей работника. К примеру, одно и то же критическое замечание может дать разные результаты: бурную реакцию холерика, повышение деятельности у сангвиника, потерю работоспособности у меланхолика и не оказать влияния на флегматика.
Для использования такого фактора мотивации, как моральное стимулирование. Нужно хорошо знать коллектив. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому человеку, а также широкий спектр всевозможных мер стимулирования.
В качестве мероприятий такого рода можно предложить проведение конкурсов профмастерства в масштабе фирмы, города, области; присваивать за достигнутые результаты звания лучшего бухгалтера. Менеджера по продажам и т.д.
Возможным вариантом морального стимулирования можно считать привлечение работников к привлечению управления организацией, планирования, создания стратегии и тактики.
Условия труда. Положительный психологический настрой на трудовую деятельность создают условия труда. Когда условия труда достаточно хорошие, работники не акцентируют на этом свое внимание, если они плохие – это резко снижает мотивацию, т.е. внимание работников переключается на этот фактор.
Как сделать рабочее место интересным?
· Развешиваем на видных местах картины;
· Рабочие место с хорошим естественным и искусственным освещением;
· Разрешать сотрудникам класть рядом с собой личные вещи;
· Держать в рабочих помещениях живые растения;
· Использовать для отделки стен не только белый или стандартный для деловых помещений зеленый цвет.
Использование цвета
Многочисленные исследования показали, что цвета влияют на настроение человека; правильное сочетание цвета позволяет создать атмосферу, благоприятную для концентрации внимания, усвоения информации и запоминания. Например, отсутствие живых оттенков вызывает скуку, а слишком большое разнообразие красок повышает возбудимость. Чрезмерность какого-то одного цвета раздражает и мешает сосредоточиться.
· Зеленый снимает напряжения и успокаивает;
· Синий также успокаивает и способствует разрешению конфликтов.
· Красный усиливает внимание и ясность мышления, но его яркость может и раздражать;
· Желтый порождает чувство гармонии, однако его яркие оттенки способны создать для некоторых дискомфорт.
Каким же образом использовать цвет в офисе? Можно найти различные декоративные элементы или же просто выкрасить стены. Причем для большего эффекта три стены оставить белыми, а четвертую сделать какой-нибудь яркой. Если же вы не хотите браться за кисти и краски, всегда можно купить несколько недорогих растений или искусственных цветов и расставить их в офисе.
Да будет свет!
Восприятие цветов зависит от освещения. Люминесцентные лампы усиливают холодные тона, Например, синий, и приглушают теплые, скажем красный. Дневной свет и лампы накаливания создают противоположный эффект – приглушают холодные тона и подчеркивают теплые.
В тесных рабочих помещениях используйте цвета слабой интенсивности. Под интенсивностью понимается насыщенность цвета. Например, в красной гамме розовый менее интенсивен, чем бордовый.
.Эргономические приспособления
Перечисленные ниже приспособления заметно снижают усталость во время работы:
· Подставка для ног, уменьшающая нагрузку на поясницу;
· Подголовники для тех, кому приходится часами вести деловые переговоры по телефону;
· Подушки на стулья, поддерживающие поясницу.
Облегчение работы за компьютером
Однообразный характер большинства выполняемых за компьютером операций – нажимание клавиш и щелканье мышью - может вызвать сильный дискомфорт. Серьезную проблему представляет и утомляющее глаза излучение монитора.
Имеется множество приспособлений
для облегчения работы за компьютером.
· Упор для запястья;
· Эргономичная клавиатура;
· эргономичная форма мыши;
· Сенсорная панель;
· Выдвижная подставка для клавиатуры.
Подарки. Дарить подарки – древний обычай, свойственный многим народам. В некоторых странах, например, в Японии, это целая наука. С помощью подарка можно выразить уважение, расположение, благодарность и одобрение.
Практика мотивации сотрудников фирм с помощью подарков получила широкое распространение, но при условии, что подарки соответствуют своему назначению.
Поводы для подарков
Поводов для вручения подарков может быть множество. Хорошим стимулом будет подарок, приуроченный к окончанию работы или преследующий какую-то определенную цель. Особую радость может вызвать подарок просто так.
· День рождения сотрудника, годовщина его работы в компании или уход в отпуск.
· Достижение командой какой-либо цели или выполнения очередного этапа работы над проектом.
· Каждый раз, когда клиент выражает удовлетворение работой одного из ваших сотрудников
· Когда сотрудник делает сверх положенного, чтобы помочь коллеге
Советы и предостережения
· Будьте осмотрительны.Избегайте дарить подарки только одному сотруднику, причем не связанные с результатом работы.
· Варьируйте. Подарки не должны надоедать.
· Подарок – не подкуп.Подарок не должен предусматривать никаких ответных обязательств. Он служит лишь знаком внимания.
· Правильно выбирайте. Подарки с сексуальным подтекстом или демонстрирующие плохой вкус могут создать для вас проблемы.
· Не переусердствуйте.
· Проявите творчество.
Какие же подарки лучше всего делать на работе?
· Любое угощение, в том числе пирожные, конфеты, пицца, фрукты, шоколад.