В современных условиях рыночной экономики деятельность специалиста по ценообразованию неразрывно связана с необходимостью обработки огромного потока информации. При этом успешность и результативность принятых решений напрямую зависит от своевременности, достоверности, актуальности информации; методов и способов ее обработки. В связи с чем, остро возникает вопрос о разработке и внедрении методов и средств автоматизации процесса ценообразования, что позволит:
• позволит лучше, быстрей и точней определять цены;
• использовать современные методы определения цен;
• применять современные прикладные программные продукты;
• обеспечить специалиста достоверной информацией о рынках сбыта, конъюнктуре, потребителях и поставщиках;
• дать точные и достоверные данные об объемах продаж;
• более четко определить потребность рынка в продукции;
• выявить наиболее благоприятные условия сбыта продукции;
• реализовать оперативную обработку информации;
• повысить конкурентоспособность;
• создать банк данных;
• четко спланировать ценовую стратегию и политику;
• содействовать созданию эффективной системы сбыта продукции;
• уменьшить затраты времени на выполнение той или иной работы (например, составление планов, прогнозов);
• уменьшить затраты на рекламу.
Структурно АРМ специалиста по ценообразованию включает в себя все элементы типовой структуры АРМ, а различия проявляются уже на уровне наполнения конкретных компонентов, которые будут рассмотрены ниже.
Круг решаемых задач специалистом по ценообразованию довольно широк:
1.Изучение ценообразующих факторов внешней среды;
2.Изучение ценообразующих факторов внутренней среды (издержки);
3.Ценовой мониторинг конкурентов и поставщиков:
- Анализ изменения цен поставщиков;
- Анализ изменения себестоимости товара на складах предприятия;
- Анализ соблюдения ценового коридора стабильности;
- Анализ изменения рентабельности продаж;
- Контроль наличия или отсутствия у ТМЦ цен отгрузки;
- Анализ изменения цен конкурентов;
- Мониторинг цен отгрузки собственного предприятия;
4.Выбор приоритетного метода ценообразования и ценовой политики4
5.Анализ издержек при каждом объёме продаж;
6.Расчет цены;
7.Выбор ценовой стратегии;
8.Корректировка цены исходя из стратегий комплекса маркетинга;
9.Определение предварительной цены;
10.Учет возможных реакций потребителей и конкурентов;
11.Изучение покупательского спроса;
12. Установление окончательной цены на товар;
12.Создание и корректировка прайс-листа, разработка системы скидок и комиссионных выплат;
13.Анализ мотивации спроса на производимую продукцию или оказываемые услуги;
14. Бенчмаркинг цен.
Мы рассмотрим задачи, которые нуждаются и могут быть автоматизированы путем разработки и внедрения АРМ. Проанализируем их с точки зрения информационного обеспечения (таблица 1). Следует также отметить, что перечисленные задачи рекомендуется автоматизировать именно в той последовательности, в которой они приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Задачи, предназначенные для автоматизации
Формулировка задачи |
Исходная информация |
Источник информации |
Результирующая информация |
Получатель информации |
Периодичность |
Расчет цены |
Нормативы, законы, акты |
Законы, справочная литература, журналы, интернет |
Уровень, значение цен |
Бухгалтерия |
Ежедневно |
Изучение покупательского спроса |
Потребности покупателей |
Журналы, интернет |
Количество определённого вида продукции |
экономист |
Ежеквартально |
Организация системы сбора необходимой информации |
Состояние и функционирование системы сбора информации |
Интернет, структурные подразделения |
Состояние системы сбора информации на данный момент |
экономист, директор |
Еженедельно |
Анализ мотивации спроса на производимую продукцию или оказываемые услуги |
Направленность мотивации |
Журналы, интернет |
Факторы, мотивирующие спрос |
Руководитель предприятия. |
Ежеквартально |
Организация изучения влияния цены на спрос |
Возможности покупателей |
Журналы, интернет |
Улучшение изучения влияния цены на спрос |
экономист |
Ежемесячно |
Анализ рынка |
Конкуренты, их стратегии, действия |
Журналы, интернет, реклама |
Состояние рынка, меры улучшения положения на рынке, ответные меры |
экономист, директор |
Ежемесячно |
Ценовой мониторинг конкурентов |
Цены конкурентов |
Журналы, интернет, реклама, прайс-листы |
Меры по повышению конкурентоспособности |
экономист, директор |
Ежемесячно |
Сформируем информационную модель АРМ специалиста по ценообразованию, основываясь на данных информационного обеспечения задач специалиста по ценообразованию, предназначенных для автоматизации в составе АРМ. Информационная модель АРМ специалиста по ценообразованию изображена на рисунке 1, она отражает документопотоки между АРМ и подразделениями предприятия и внешней средой.
Условно зоны взаимодействия АРМ специалиста по ценообразованию можно разделить на три части:
Внутренняя среда: это подразделения предприятия:
1. руководство предприятия, от которого поступает информация о целях и миссии предприятия, стратегии развития для определения главных направлений ценообразования;
2. цеха и планово-экономический отдел с которыми АРМ обменивается данными о выпуске продукции с целью определения затрат и цен;
3. бухгалтерия – подает информацию об установленной йене, для ведения учета.