Управление компетенцией позволяет устранить сложившийся или намечающийся разрыв между растущими профессиональными требованиями и существующим уровнем компетентности каждого работника. Успех этой работы зависит от того, насколько тщательно будут составлены индивидуальные планы развития персонала.
Составление этих планов основывается на моделях компетентности, разрабатываемых для каждой должности.
При разработке этих моделей можно воспользоваться следующими подходами:
— анализ деятельности наиболее выдающихся работников («звезд»), который позволяет раскрыть секреты их мастерства, хотя полученная при этом модель слишком привязана к специфике данного вида деятельности и страдает излишне сложной структурой;
— сравнительный анализ деятельности многих работников облегчает обобщение опыта и построение достаточно простых моделей, однако является весьма трудоемким делом;
— опрос экспертов дает быстрые и статистически надежные результаты, но область их применения, как правило, ограничена;
— комбинирование моделей, заимствованных из других областей деятельности, позволяет аккумулировать самый передовой опыт, однако он не всегда применим в данной организации.
Модели компетентности, описывающие интеллектуальные и деловые качества работника, позволяют развивать персонал в двух направлениях:
1) приспособление к сложившейся в организации культуре (готовность всех работников корпорации демонстрировать ожидаемое от них эффективное поведение, что обеспечивается единством взглядов на профессиональную этику, механизмы принятия управленческих решений, ответственность за качество продукции и услуг);
2) овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной работы в специализированной профессиональной сфере деятельности.
Для оценки уровня компетентности может быть использована следующая шкала: негативный уровень, уровень понимания, базовый, сильный и лидерский уровень.
Рассмотрим эти уровни на примере такой компетенции, как ориентация на качество. Понятно, что все работники в той или иной мере «ориентированы» или «не ориентированы». Работники, находящиеся на негативном уровне, постоянно допускают ошибки, затягивают сроки, не пытаются улучшить ситуацию. Те, кто принадлежит к следующему уровню, допускают минимум ошибок и работают над совершенствованием качества. На базовом уровне все производится без сбоев по качеству. Наконец, работники, принадлежащие к сильному уровню, заранее планируют и организуют рабочий процесс таким образом, чтобы заранее предотвратить возможные ошибки и срывы.
Теперь несколько слов о лидерском уровне развития компетенций. Менеджеры, достигшие его, не только характеризуются высокой степенью развития соответствующих компетенций. В дополнение к этому они способны стимулировать развитие аналогичных навыков и установок у подчиненных.
Суть оценки состоит в следующем: эксперты дают оценку в баллах каждой ключевой составляющей компетенции, и определяют ее фактический уровень.
Система развития профессиональной компетенции (далее — РПК) персонала организации включает концепцию, программу и организацию учебного процесса. Концепция РПК работников ориентирована на повышение потенциала и мобильность персонала и включает:
― определение способностей и потребностей личности;
― осознание слушателями своих личных проблем и их соотнесение с проблемами организации;
― разрушение устаревших стереотипов мышления и деятельности, изменение самооценки;
― приобретение способности ставить цели, проблемы, задачи и ориентироваться в возникающих нестандартных ситуациях, находить, создавать и использовать средства их решения;
― формулирование собственных ценностей, освоение норм деятельности, принятых в организации;
― освоение мышления и деятельности для решения профессиональных задач и проблем;
― освоение социокультурного пространства для самореализации и самовыражения личности;
— воспитание инновационного поведения.
Основными задачами современного учебного процесса являются:
― убеждение руководителей и специалистов в необходимости развивать высокую профессиональную компетентность;
― мотивация обучения, убеждение в ценности и актуальности учебного материала, активизация познавательной деятельности слушателей;
― выявление ошибочных представлений, решение возникающих вопросов;
— создание условий для изучения и творческого освоения программы РПК, а также для активного обмена мнениями и опытом;
— выявление препятствий и трудностей в работе, формулирование проблем, выработка подходов для их решения;
—освоение и закрепление полученных знаний, выработка умений и навыков их практического применения;
— применение полученных знаний и умений в решении профессиональных проблем.
Для реализации концепции РПК необходимо знать потенциал персонала и основные проблемы организации, иметь в наличии средства для расширения возможностей персонала.
Программа РПК персонала носит как общеобразовательный (освоение новых норм культуры), так и проблемно-ориентированный характер (преодоление конкретных препятствий в деятельности). Такой подход поднимает на более высокий уровень учебный процесс, повышает требования к преподавателям, слушателям, техническому и методическому оснащению. Эти требования предполагают такую организацию мышления специалистов, благодаря которой проявляются способности в нужный момент получать и использовать имеющиеся средства для решения собственных и организационных проблем и задач. Важнейшим аспектом РПК является установление оптимального соотношения общеобразовательных и специальных знаний, умений и навыков.
Заключение
Современный этап НТР привел к качественному изменению роли человека в производстве, превратив его в решающий фактор развития последнего. Объективные тенденции развития промышленного производства, опыт передовых компаний ведущих стран мира позволяют утверждать, что шанс стать конкурентоспособными имеют только те организации, которые развиваются по законам социотехнических систем, объединяющих воедино технический и человеческий факторы.
Люди, работающие в организации, их отношение к труду, квалификация, творческий и интеллектуальный уровень определяют успех организации.
Именно поэтому конкурентоспособные компании, прежде чем внедрять новую технику и технологию, проводят перестройку методов организации и управления, изменяют кадровую политику, подготавливают компетентный персонал. В этой связи важно осознать, что акцент в управлении только на технический аспект развития не даст ожидаемых результатов. Игнорирование социальных факторов приводит к тому, что внутренние источники экономического роста остаются невостребованными.
Таким образом, в деловом мире утвердилась философия, центральным звеном которой является тезис о решающей роли человека в жизнедеятельности организации. Теперь корпорации заинтересованы в том, чтобы в составе персонала все большее место занимали работники с аналитическими способностями, склонные к поиску нового в сфере своей деятельности. Речь идет, по существу, о стратегической кадровой политике, направленной на подготовку и насыщение всех звеньев производства рабочей силой с творческими возможностями.