Реализация идеи инициируется ответственным менеджером по инновациям. Технический Совет или менеджер по инновациям должен назначить ответственных за внедрение (цех/управление, команда, отдельный работник), которые будут отвечать за реализацию идеи. При необходимости, рационализатор должен оказать содействие в реализации своей идеи.
Информация о внедрении должна быть документирована и подписана ответственным за внедрение.
При утверждении решения об использовании рационализаторского предложения, по предложениям, требующим инвестиционных затрат, руководитель управления техники и техобслуживания назначает руководителя проекта из состава своего управления, ответственного за внедрение данного предложения. Если предложение заключается в создании или изменении технологии, состава материала, то руководитель проекта назначается руководителем технологического отдела из состава своего отдела.
Руководитель проекта готовит проектно-сметную документацию по предложению. На основании проектно-сметной документации, по предложениям, решение по которым принято центральным тех советом, начальник отдела по инновациям составляет запрос на инвестиции, который должен быть отправлен Правлению предприятия или Совету Директоров на утверждение. Если предложение получает финансирование, руководитель проекта отвечает за его внедрение. Если же предложение не получает финансирование, то решение по нему остается за Правлением предприятия, которое может отказать в использовании данного предложения или отложить его использование на неопределенный срок.
Менеджер по инновациям может поменять статус идеи на «внедрено» по факту завершения процесса оценки и внедрения.
Выплата авторского вознаграждения инициируется центральным менеджером по инновациям. Самым ранним, возможным сроком выплаты является период после внедрения предложения. За идеи, вознаграждение по которым превышает установленный на предприятии предел, выплата всего вознаграждения производится по истечении периода подтверждения (минимум 3 месяца) экономического эффекта.
По истечении этого периода, выплачивается вся сумма вознаграждения, или установленный на предприятии процент (25 – 60%) выплачивается сразу после внедрения идеи, а остальная часть вознаграждения выплачивается после периода подтверждения и перерасчета экономии.
После внедрения, должна быть определена и документирована фактически достигнутая экономия, которая берется в качестве основания для выплаты вознаграждения. Если идея окажется не эффективной, оставшаяся часть вознаграждения не выплачивается, тогда, как первая выплаченная ранее часть вознаграждения остается у заявителя.
Общим условием выплаты авторского вознаграждения является оказание автором поддержки в развитии и внедрении своей идеи по требованию в пределах своей компетенции.
Вознаграждение за инновацию выплачивается также лицам, оказывающим содействие использованию инновации.
Премия за содействие выплачивается как авторам рационализаторского предложения, так и лицам, принимавшим непосредственное участие в любых видах работ, имеющих отношение к использованию данного предложения, т.е. руководителям проекта, экономистам и т.д. Премирование производится на основании акта, подписанного начальником структурного подразделения, в котором внедрялось данное рационализаторское предложение.
Формула расчета вознаграждения за идеи с экономическим эффектом:
NS = (CS x 2 – IC – AC x 2) / 2
BC = NS x 2 x QE x PA
NS = годовая чистая экономия
IC = затраты на внедрение
AC = дополнительные годовые затраты (вспомогательные материалы, энергоресурсы, персонал и т.д.)
CS = расчетная валовая годовая экономия от внедрения
QE = корень квадратный из количества соавторов
PA = 10% от суммы чистой экономии за 2 года
BC = расчетная сумма вознаграждения
Максимальный размер авторского вознаграждения – 140 000 рублей.
Фонд выплат за содействие использованию идеи с экономическим эффектом устанавливается в размере 1,5% от экономии, но не более 5000 рублей на человека. Максимальное количество лиц, премируемых за содействие использованию идеи с экономией, - 5 человек.
Вознаграждение за идеи без экономии:
По идеям без экономии выплачивается вознаграждение за действительную стоимость предложения, которая определяется тремя коэффициентами по следующей формуле:
В = 500 руб. х К1 х К2 х К3; где:
В - вознаграждение;
500 рублей минимальный размер авторского вознаграждения за идеи без экономического эффекта;
К1 - коэффициент достигнутого положительного эффекта: устанавливается равным от 1 до 5;
К2 - коэффициент объема использования: устанавливается равным от 1 до 8;
К3 - коэффициент сложности технической задачи: устанавливается равным от 1 до 8
Максимальный размер вознаграждения за идеи без экономии – 8000 рублей. Премия за содействие использованию идей, не создающих экономии, устанавливается равной минимальному размеру авторского вознаграждения – 500 рублей. Максимальное количество лиц, премируемых за содействие использованию идеи без экономии, - 3 человека.
Кроме авторских вознаграждений, в «Инновационной Зоне» для рационализаторов предусмотрена система накопления «и»-баллов в качестве вознаграждения за рационализаторскую деятельность.
Автор будет получать и-баллы за следующую деятельность:
Регистрация предложения - 00
Принятие предложения к использованию - 1000
Внедрение на других предприятиях - 500
Набранные и-баллы можно перевести в деньги. Стоимость одного и-балла равна 0,03 евро. На эти деньги работники могут приобрести по интернету в зоне Mondi Innovation товары, выставленные там на продажу. В инновационной деятельности предприятия за 2004 год были достигнуты хорошие результаты. Всего за прошедший год было подано 544 идеи. Из них: утверждено 41, в проработке 17, отклоненных 164, внедренных 176. Среднее количество идей с экономией 51, без экономии 125.
Рис. 2 Процент участия за январь-февраль 2005 года
В связи с внедрением поданных инновационных идей предприятию удалось увеличить чистую годовую экономию, а также это повлекло за собой значительный рост производства.
Заключение
Особое место в анализе эффективности инновационной деятельности занимает государственное регулирование.
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.
Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.