Введение
Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных практических потребностей общества.
Главной причиной, заставляющей промышленные предприятия вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, даже если шансы занять монопольное положение на рынке практически отсутствуют, очевидно, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически любому предприятию, поставляющему технологию, выпускающему продукцию или оказывающему какие-либо услуги. Приоритет в области решения вышеозначенных проблем принадлежит инновационному менеджменту.
Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.
Основная задача инновационного менеджмента – управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.
Цель данной работы – выявление основных факторов анализа эффективности инновационной деятельности на предприятии.
Жизненный путь новшества может развиваться по одному из трех путей: накопление в организации, превращение в организации в инновацию, продажа как товара.
Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.
К системе показателей предъявляются следующие требования:
- показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара.
- показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации.
- показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период.
- важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами.
- показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана организации.
- показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации.
- проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.
Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является ее устойчивость.
Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.
За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инновационная организация осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников.
Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономический эффект. Т.е., экономический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в инновацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).
В настоящее время в соответствиями с рекомендациями ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности инновационной деятельности: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли или коэффициент дисконтирования, простая норма прибыли, простая норма прибыли на акционерный капитал, коэффициент финансовой автономности проекта, коэффициент текущей ликвидности, срок окупаемости инвестиций в инновационный проект. В качестве интегрального показателя, характеризующего эффективность инновационной деятельности организации, может быть использован коэффициент результативности работы:
r = R c .
N N
S Q i - S (H2 – H1)
i=1 i=1
где Rc – суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве
Q – фактические затраты на НИОКР за i-год
N – число лет анализируемого периода
H1 – незавершенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном выражении
H2 – этоже на конец анализируемого периода.
Таблица 1.: Система показателей эффективности инновационной деятельности.
Прибыль организации от инновационной деятельности (при соблюдении законодательства) | ||||||
Экономический эффект от осуществления инноваций в организации |
Экономический эффект от продажи новшеств собственной разработки и покупных | |||||
Экономический эффект |
Научно-технический эффект |
Социальный эффект |
Экологический эффект | |||
§ прибыль от лицензионной деятельности § прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау § прирост объема продаж § улучшение использования производственных мощностей § сокращение срока окупаемости инвестиций § сокращение сроков капитального строительства § улучшение использования ресурсов: рост производительности труда, повышение фондоотдачи, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др. |
§ количество зарегистрированных авторских свидетельств § увеличение удельного веса новых информационных технологий § увеличение удельного веса новых прогрессивных технологических процессов § повышение коэффициента автоматизации производства § повышение организационного уровня производства и труда § рост количества публикаций (индекса цитирования) § повышение конкурентоспособности организации и ее товаров на рынках промышленно развитых стран |
§ прирост дохода работников организации § повышение степени удовлетворения физиологических потребностей работников § повышение степени безопасности условий труда работников § повышение степени удовлетворения социальных и духовных потребностей § увеличение рабочих мест § повышение квалификации работников § улучшение условий труда и отдыха § увеличение продолжительности жизни работников и членов их семей |
§ снижение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов § снижение отходов производства § повышение эргономичности производства § улучшение экологичности выпускаемых товаров § улучшение эргономичности (уровень шума, вибрации и т.д.) выпускаемых организацией товаров § снижение штрафов за нарушение экологического законодательства и других нормативных документов |