Сущность процесса принятия решений.
Почти любое управленческое действие включает принятие решений, и большая часть времени менеджера так или иначе связана с подготовкой, принятием и рационализацией управленческих решений.
Умение и искусство принимать взвешенные решения отличает профессиональных, компетентных менеджеров. Это очень важное умение, которое обеспечивает эффективное развитие организации.
Какие бывают решения?
Все мы ежедневно сталкиваемся с необходимостью принимать решения «Какие счета можно оплатить в следующем месяце?», «Как я должен готовиться к следующей контрольной работе?», «Стоит ли мне идти устраиваться в данную фирму?».
Во всех случаях можно наблюдать один подход: мы собираем надежную и адекватную информацию, а затем делаем выбор из альтернатив.
Нечто аналогичное происходит при разрешении проблем в организации. Что такое проблема?
Проблема – это сложный вопрос, задача, требующая уяснения, изучения, оценки и разрешения. Проблема возникает , если появляется несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному. Проблемы могут быть разными по своей важности для фирмы, по масштабам последствий в случаях непринятия решения, по степени риска и сосредоточенности действий менеджера, по возможности их решения. Проблемы бывают стратегическими и тактическими; долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными; они могут возникать на разных уровнях управления.
Труд менеджера связан с постоянным разрешением проблем. Решение проблем – это процесс, который позволяет менеджеру систематически собирать факты для принятия решений.
Какими принципиальными соображениями руководствуется менеджер, приступая к выработке принятия решения?
Проблему необходимо осмыслить на основе достоверной информации.
Проанализировать варианты решения проблемы (а иногда и невозможные варианты).
Привлечь к подготовке решения необходимый круг специалистов.
Построить модель решения проблемы, определить ее исполнителей.
Учесть возможные последствия выполнения, неполного выполнения и невыполнения решения.
Определить объем, вид, способы и сроки передачи информации о принятом решении.
Продумать способы контроля и обратной связи по ходу выполнения решения.
Таким образом, решение – это всегда осмысление проблем и выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы.
Количество решений, принимаемых менеджерами, огромно, и они связаны с необходимостью воздействия на объект управления с тем, чтобы перевести его в желаемое состояние.
При осуществлении функций управления менеджер принимает решение о целях деятельности, необходимых ресурсах, способах достижения поставленных задач; о структуре производства и управления, создании новых или упразднении уже существующих подразделений, об организации производственного процесса, труда рабочих и специалистов; об организации и проведении контроля, деятельности исполнителей, оценке финансового состояния предприятия, оценке исполнения стратегической концепции предприятия и др.
Управленческие решения делятся по раду признаков. В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает:
· высшего уровня;
среднего уровня;
низшего уровня.
Основой того, кто в организации какие решения принимает, становится простое соотношение: чем шире масштаб решения, тем выше уровень управления, отвечающий за его принятие.
Дифференциация по предмету выделяет:
· концептуальные решения;
исполнительные решения.
Концептуальные решения определяют принципиальные аспекты развития предприятия. Они охватывают практическая все предметные функции менеджмента: формирование целей, планирование, организацию и контроль. Концептуальные решения требуют особо тщательного обоснования и предусматривают чаще всего проведение специальных исследований.
Исполнительские решения носят рутинный характер и направлены на обеспечение выполнения прежде всего отдельных позиций концептуальных решений. Если концептуальные решения относятся к деятельности высшего менеджмента на предприятии, то исполнительские решения подготавливаются и осуществляются многочисленным аппаратом среднего и нижнего менеджмента.
По решаемым задачам различают:
· информативные решения, которые имеют целью оценить получаемую информацию;
организационные, которые призваны установить необходимую структуру управления;
оперативные, это решения на действия: «Как действовать?»
По степени охвата проблемы решения бывают;
· выборочные, когда рассматривается какой-либо аспект проблемы;
систематические, когда рассматривается вся проблема.
В зависимости от того, в какой сфере деятельности организации решаются проблемы, решения подразделяют на:
· производственные (технические и технологические);
сбытовые и снабженческие (маркетинговые)
финансовые;
плановые;
кадровые и т.д.
По формам принятия решения подразделяются на:
· единоличные: решение принимается руководителем без обсуждения с другими лицами;
· коллегиальные: проблему обсуждают специалисты, но решение формируется руководителем; он же несет ответственность за принятое решение;
· коллективные: решения принимаются коллективом или на основе голосования, и ответственность лежит на всем коллективе.
По принципам выработки они делятся на:
· запрограммированные (алгоритмические), их обоснование производится по определенным правилам – алгоритмам. Они допускают строгую формализацию. Часто такие решения по сути уже предрешены обстоятельствами, и нужно лишь найти способы их реализации;
· незапрограммированные (эвристические). Они, как правило, возникают в случаях и вырабатываются неформальным, творческим путем.
По характеру исходной информации решения бывают:
· в условиях определенности (полной информации)
в условиях неопределенности (неполной информации).
Надо сказать. что большинство сложных решений приходится вырабатывать в условиях неполной информации, ведь среда, в которой фирма функционирует, постоянно меняется. К тому же решение всегда нацелено в будущее, а будущее содержит элемент неопределенности, поэтому нет возможности точно определить результат принятого решения. В связи с этим принятие и реализация решения сопряжены с риском.
Риск – это действие наудачу, в надежде на благоприятный исход; угроза полной или частичной потери материальных, финансовых, кадровых ресурсов и резервов, имиджа. Риск – нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределенности.
По методам решения проблем различают решения:
ü основанные на интуиции;
основанные на знаниях и здравом смысле;
основанные на рационализме;
основанные на комбинации подходов.
Считается, что при принятии управленческих решений особенно ярко проявляется особенность менеджмента как науки и искусства управления.
Решение принимает человек, поэтому решение представляет собой волевое действие и способ его выполнения. В зависимости от личности руководителя характер решений может быть различным. Менеджер уравновешенный, спокойный , критичный к себе принимает, как правило, уравновешенные или осторожные решения. Недоверчивые, скептически настроенные люди склонны принимать инертные решения. Холерики легко генерируют различные идеи и принимают импульсивные и даже рискованные решения.