рефераты по менеджменту

Процесс принятия решений

Страница
1

Сущность процесса принятия решений.

Методология и методы принятия решений.

Почти любое управленческое действие включает принятие решений, и большая часть времени менеджера так или иначе связана с подготовкой, принятием и рационализацией управленческих решений.

Умение и искусство принимать взвешенные решения отличает профессиональных, компетентных менеджеров. Это очень важное умение, которое обеспечивает эффективное развитие организации.

Какие бывают решения?

Все мы ежедневно сталкиваемся с необходимостью принимать решения «Какие счета можно оплатить в следующем месяце?», «Как я должен готовиться к следующей контрольной работе?», «Стоит ли мне идти устраиваться в данную фирму?».

Во всех случаях можно наблюдать один подход: мы собираем надежную и адекватную информацию, а затем делаем выбор из альтернатив.

Нечто аналогичное происходит при разрешении проблем в организации. Что такое проблема?

Проблема – это сложный вопрос, задача, требующая уяснения, изучения, оценки и разрешения. Проблема возникает , если появляется несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному. Проблемы могут быть разными по своей важности для фирмы, по масштабам последствий в случаях непринятия решения, по степени риска и сосредоточенности действий менеджера, по возможности их решения. Проблемы бывают стратегическими и тактическими; долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными; они могут возникать на разных уровнях управления.

Труд менеджера связан с постоянным разрешением проблем. Решение проблем – это процесс, который позволяет менеджеру систематически собирать факты для принятия решений.

Какими принципиальными соображениями руководствуется менеджер, приступая к выработке принятия решения?

Проблему необходимо осмыслить на основе достоверной информации.

Проанализировать варианты решения проблемы (а иногда и невозможные варианты).

Привлечь к подготовке решения необходимый круг специалистов.

Построить модель решения проблемы, определить ее исполнителей.

Учесть возможные последствия выполнения, неполного выполнения и невыполнения решения.

Определить объем, вид, способы и сроки передачи информации о принятом решении.

Продумать способы контроля и обратной связи по ходу выполнения решения.

Таким образом, решение – это всегда осмысление проблем и выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы.

Количество решений, принимаемых менеджерами, огромно, и они связаны с необходимостью воздействия на объект управления с тем, чтобы перевести его в желаемое состояние.

При осуществлении функций управления менеджер принимает решение о целях деятельности, необходимых ресурсах, способах достижения поставленных задач; о структуре производства и управления, создании новых или упразднении уже существующих подразделений, об организации производственного процесса, труда рабочих и специалистов; об организации и проведении контроля, деятельности исполнителей, оценке финансового состояния предприятия, оценке исполнения стратегической концепции предприятия и др.

Управленческие решения делятся по раду признаков. В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает:

· высшего уровня;

среднего уровня;

низшего уровня.

Основой того, кто в организации какие решения принимает, становится простое соотношение: чем шире масштаб решения, тем выше уровень управления, отвечающий за его принятие.

Дифференциация по предмету выделяет:

· концептуальные решения;

исполнительные решения.

Концептуальные решения определяют принципиальные аспекты развития предприятия. Они охватывают практическая все предметные функции менеджмента: формирование целей, планирование, организацию и контроль. Концептуальные решения требуют особо тщательного обоснования и предусматривают чаще всего проведение специальных исследований.

Исполнительские решения носят рутинный характер и направлены на обеспечение выполнения прежде всего отдельных позиций концептуальных решений. Если концептуальные решения относятся к деятельности высшего менеджмента на предприятии, то исполнительские решения подготавливаются и осуществляются многочисленным аппаратом среднего и нижнего менеджмента.

По решаемым задачам различают:

· информативные решения, которые имеют целью оценить получаемую информацию;

организационные, которые призваны установить необходимую структуру управления;

оперативные, это решения на действия: «Как действовать?»

По степени охвата проблемы решения бывают;

· выборочные, когда рассматривается какой-либо аспект проблемы;

систематические, когда рассматривается вся проблема.

В зависимости от того, в какой сфере деятельности организации решаются проблемы, решения подразделяют на:

· производственные (технические и технологические);

сбытовые и снабженческие (маркетинговые)

финансовые;

плановые;

кадровые и т.д.

По формам принятия решения подразделяются на:

· единоличные: решение принимается руководителем без обсуждения с другими лицами;

· коллегиальные: проблему обсуждают специалисты, но решение формируется руководителем; он же несет ответственность за принятое решение;

· коллективные: решения принимаются коллективом или на основе голосования, и ответственность лежит на всем коллективе.

По принципам выработки они делятся на:

· запрограммированные (алгоритмические), их обоснование производится по определенным правилам – алгоритмам. Они допускают строгую формализацию. Часто такие решения по сути уже предрешены обстоятельствами, и нужно лишь найти способы их реализации;

· незапрограммированные (эвристические). Они, как правило, возникают в случаях и вырабатываются неформальным, творческим путем.

По характеру исходной информации решения бывают:

· в условиях определенности (полной информации)

в условиях неопределенности (неполной информации).

Надо сказать. что большинство сложных решений приходится вырабатывать в условиях неполной информации, ведь среда, в которой фирма функционирует, постоянно меняется. К тому же решение всегда нацелено в будущее, а будущее содержит элемент неопределенности, поэтому нет возможности точно определить результат принятого решения. В связи с этим принятие и реализация решения сопряжены с риском.

Риск – это действие наудачу, в надежде на благоприятный исход; угроза полной или частичной потери материальных, финансовых, кадровых ресурсов и резервов, имиджа. Риск – нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределенности.

По методам решения проблем различают решения:

ü основанные на интуиции;

основанные на знаниях и здравом смысле;

основанные на рационализме;

основанные на комбинации подходов.

Считается, что при принятии управленческих решений особенно ярко проявляется особенность менеджмента как науки и искусства управления.

Решение принимает человек, поэтому решение представляет собой волевое действие и способ его выполнения. В зависимости от личности руководителя характер решений может быть различным. Менеджер уравновешенный, спокойный , критичный к себе принимает, как правило, уравновешенные или осторожные решения. Недоверчивые, скептически настроенные люди склонны принимать инертные решения. Холерики легко генерируют различные идеи и принимают импульсивные и даже рискованные решения.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту