На малых предприятиях существуют относительно более благоприятные возможности для эффективного стимулирования продуктивной деятельности работников, так как в силу небольших размеров коллектива руководитель предприятия имеет возможность лучше узнать каждого сотрудника и тот спектр мотивов, который можно наиболее продуктивно задействовать. Методы нематериального поощрения здесь более реализуемы и значимы, так как неформальные связи шире и прочнее, чем в крупных организациях. Кроме того, руководитель может дойти до каждого подчиненного и уделить ему необходимое внимание.
В то же время последствия неумелого руководства и неверная политика стимулирования могут быть более разрушительными и вызывать значительную текучесть кадров.
0.0. Принципы используемые при построении процесса мотивации
Создавая систему стимулирования, предприниматель должен иметь в виду, что в конечном итоге необходимо обеспечить удовлетворенность работников получаемыми вознаграждениями. Для этого в теории менеджмента рекомендуется руководствоваться следующими принципами.
· Коммуникация, сотрудничество и согласие между работниками и администрацией относительно общих принципов системы стимулирования;
· Опора на обоснованную систему оценки работ;
· Хорошо продуманные, обоснованные и приемлемые критерии измерения и оценки;
· Разумные нормативы;
· Четкая увязка поощрения с результативностью;
· Измерение и вознаграждение всех работ и обязанностей;
· Простота;
· Упор на качество;
· Создание атмосферы сотрудничества в большей степени, чем конкуренции;
· Вознаграждение за стимулированные, а не приемлемые уровни результативности;
· Действенная стратегия вовлечения работников в выявление идей в области повышения производительности;
· Контроль за нормативами;
· Наличие механизма для пересмотра нормативов;
· Гарантированные часовые ставки или уровень заработной платы;
· Стимулирование вспомогательных рабочих;
· Прогнозы объема работы.
0.0. Задачи при построении системы стимулирования предприятия
При построении системы стимулирования руководитель должен решить следующие задачи:
· Выделить те результаты, за которые предприятие намерено поощрять работников, и критерии их оценки.
· Определить основные потребности работников и все, что предприятие может им дать для удовлетворения этих потребностей, используя это как актуальные мотивы трудовой активности.
· Определить правила, по которым будет поощряться достижение каждого из выделенных результатов.
· Обеспечить принятие всеми работниками предлагаемой системы стимулирования путем обсуждений и совместной выработки условий поощрения.
· Утвердить разработанные правила как официальную систему стимулирования, раскрывающую связь между результатами и видами, сроками, размерами и любыми особыми условиями поощрения и гарантирующую работнику получение вознаграждения при достижении нужного результата.
· Периодически анализировать действенность используемых методов стимулирования и корректировать систему по результатам анализа.
Только имея хорошо продуманную систему поощрений продуктивной трудовой деятельности, руководитель может рассчитывать на активное участие своих подчиненных в достижении целей предприятия.
При этом в важно соблюдать следующие принципы разработки системы стимулирования.
0.0. Основные принципы используемые в процессе разработки системы стимулирования
При этом в процессе разработки системы стимулирования важно соблюдать следующие основные принципы:
· взаимопонимание и согласие между работниками и администрацией предприятия относительно общих принципов системы стимулирования;
· опора на надежную систему оценки работ, включающую обоснованные процедуры измерения и критерии оценки;
· использование разумных нормативов и наличие механизма их пересмотра;
· простота системы;
· четкое увязывание поощрения с результативностью;
· измерение, оценка и вознаграждение всех работ на предприятии;
· акцент на качестве работ;
· гарантированные часовые ставки или уровень заработной платы;
· гарантия работы;
· наличие прогнозов объема работ;
· максимальное сближение времени получения результатов и вознаграждения;
· акцент на создании атмосферы сотрудничества в большей степени, чем конкуренции;
· стратегическая ориентация на вовлечение работников в поиск идей повышения производительности.
Сложность создаваемой или применяемой на предприятии системы стимулирования производительности зависит от существенных условий деятельности предприятия, в число которых кроме специфики содержания деятельности входит уровень конкуренции на данном сегменте рынка и принятая фирмой конкурентная стратегия, а также этап жизненного цикла предприятия. Совершенно очевидно, что зрелое предприятие со сложившимся коллективом может использовать более сложные системы стимулирования с опорой на методы коллективного поощрения. Стартовое предприятие относительно в большей степени вынуждено решать задачу закрепления кадров, а потому использовать, по преимуществу, системы индивидуальных поощрений.
0.0. Правила построения системы стимулирования (мотивации)
Подводя итоги сказанному, напомним основные правила, которыми следует руководствоваться при построении системы стимулирования:
· система стимулирования должна быть увязана с целями предприятия;
· необходимо стимулировать активность персонала как в достижении целей функционирования, так и целей развития;
· результаты, за которые вводится поощрение должны быть определены конкретно (то есть, быть измеримыми);
· способы оценки результатов должны быть известны и понятны работникам;
· не следует включать в систему стимулирования трудно достижимые и удаленные результаты, поскольку это создает неуверенность в их достижении и снижает мотивированность;
· стимулируя активность в отношении развития предприятия, необходимо поощрять не только достижение конечных результатов, но и само движение к ним (промежуточные, «мелкие» результаты);
· система поощрения должна побуждать к саморазвитию;
· принятые формы поощрения должны давать сотруднику возможность удовлетворения различных потребностей, поэтому надо стараться задействовать в системе стимулирования максимально возможное число мотивов;
· необходимо использовать при поощрении работников как можно более разнообразные формы, сочетая материальное и моральное стимулирование, индивидуальные и коллективные формы поощрения, общественное и персональное признание заслуг и т.д.;
· при выборе любых форм поощрения надо учитывать психологические особенности работников и групп – структуру их мотивов, стремление к достижению успеха или к избеганию неудач и т.д.;
· система стимулирования должна восприниматься работниками как система поощрения за достижения, а не наказания за ошибки и неудачи. Необходимо формировать с помощью различных методов вознаграждения мотивационную структуру «достигателей»;
· поощрение за коллективные результаты является более предпочтительным, поскольку потенциально более продуктивно для целей предприятия;