· Изучить роль коллегиальных органов (общее собрание, правление совета директоров АО, наблюдательного совета, ревизионных комиссий, советы трудовых коллективов и т.д.) в управлении предприятием и показать опыт их работы, ознакомиться с порядком выборов, подбора и назначения руководителя предприятия и подразделений;
· Изучить организацию управленческого труда (как осуществляется текущее и перспективное планирование руководителей и специалистов, какова система и порядок проведения нарядов, собраний, совещаний);
· Провести фотографию рабочего дня менеджера в напряженный период и в обычный день;
· Изучить организацию контроля за выполнением приказов и распоряжений;
· Ознакомиться с применяемыми средствами оргтехники, с организацией рабочего места руководителей и специалистов;
· Изучить методы, стиль работы и имидж руководителя хозяйства и менеджера, одного из руководителей среднего звена ( как осуществляется согласованность в деятельности руководителя и специалистов, каковы формы связи с трудовыми коллективами, как они развиваются и совершенствуются, ознакомиться с формами повышения профессионально-организаторских качеств руководителей и специалистов, как развиваются деловитость и предприимчивость у руководителей и специалистов, менеджеров;
· Изучить организацию приема руководителем работников по личным вопросам, как осуществляется работниками управления служебный этикет;
· Показать на примерах влияние стиля работы на качество труда и эффективность производства;
· Приобрести навыки проведения нарядов, собраний, совещаний, а также оперативного управления производством в трудовых коллективах предприятия, где студент работает на должности или проходит стажировку;
· Изучить использование административных и их сочетание с экономическими и социально-психологическими методами управления в условиях переходного периода к рыночной экономике; на конкретных примерах показать опыт организации антикризисного управления производством;
· Привести данные по текучести кадров, проанализировать состояние трудовой, технологической дисциплины; изучить мероприятия хозяйства по созданию дополнительных рабочих мест; ознакомиться с системой поощрений и наказаний, практикуемых в предприятии, дать оценку ее эффективности;
· Изучить организационную структуру и структуру управления, функции и права кооперативных формирований, ознакомиться с деятельностью советов и их рабочих органов, с организацией взаимоотношений предприятий, участвующих в кооперации.
Результаты производственной практики оформляются в виде отчета. В нем студент должен показать свои знания по менеджменту, маркетингу, организационному поведению, управлению персоналом, инновационному менеджменту и др., умение самостоятельно вести научные исследования, анализировать и обобщать результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Отчет должен содержать разработанные студентом мероприятия по улучшению производственно-финансовой деятельности предприятия, повышению уровня организации управленческого труда, совершенствованию управления производством в целом.
При написании отчета о производственной практике рекомендуется придерживаться следующего плана:
· Введение (1-2 страницы);
· 1 раздел–организационно-экономическая характеристика предприятия (10-12 страниц);
· 2 раздел-постановка организации управления на предприятии (организации, учреждении) (15-20 страниц);
· 3 раздел-результаты исследований по теме курсовой работы по менеджменту (10-15 страниц);
· Выводы и предложения (2-3 страницы);
· Список литературы.
В первом разделе отчета излагаются:
· Местонахождение предприятия (организации);
· Размеры предприятия, его специализация;
· Организационная структура и структура урпавления;
· Наличие и характеристика трудовых ресурсов, обеспеченность средствами производства;
· Себестоимость продукции, производительность труда и уровень рентабельности производства;
· Анализ проводится за последние 3 года, используя данные годовых отчетов, производственно-финансовых планов, а также данных первичного учета и отчетности;
Во втором разделе рассматриваются результаты организации управления производством:
· Характеристика элементов организации и процесса управления;
· Организация деятельности кадровых служб;
· Организация труда менеджера;
· Направления рациональной организации управленческого труда;
· Условия эффективности управленческих решений;
В третьем разделе описываются вопросы курсовой работы по менеджменту, поставленные задачи, содержание и результаты научно-исследовательской работы студента, выполненной им в период практики.
В заключительной части отчета студенту необходимо в сжатой форме сформулировать основные выводы, дать конкретные предложения по улучшению работы предприятия.
Отчет должен быть хорошо отредактирован и иллюстрирован графиками, диаграммами, схемами.
К отчету студент должен приложить:
· Календарный план прохождения производственной практики;
· Дневник производственной практики;
· Характеристику производственной и общественной деятельности студента;
· Формы анализа работы внутрихозяйственных подразделений основных и вспомогательных производств;
· Фотохронометражные наблюдения, анкеты социологических опросов и другие материалы в соответствии с индивидуальными заданиями кафедры;
Характеристика и дневник должны быть подписаны руководителем предприятия и заверены печатью.
Отчет о производственной практике с дневником и характеристикой студент предоставляет на кафедру менеджмента в недельный срок после возвращения в институт. В течение 2х недель после окончания производственной практики студенты защищают отчет с дифференцированной оценкой.
Для защиты отчетов о производственной практике заведующим кафедрой менеджмента назначается комиссия в составе 2-3х человек. В состав комиссии могут быть включены представители других кафедр.
При оценке работы студента во время производственной практики комиссией принимается во внимание:
· Характеристика руководителя практики от предприятия (организации, учреждения);
· Деятельность студента в период практики (степень полноты выполнения программы, овладение основными профессиональными навыками по организации управления, маркетингу, управлению персоналом, инновационному менеджменту, анализу хозяйственной деятельности);
· Содержание и качество оформления отчета, полнота записей в дневнике;
· Качество доклада и ответы студента на вопросы во время защиты отчета.
Студенты, не выполнившие программу производственной практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, повторно направляются на практику или отчисляются из высшего учебного заведения.
Программа производственной практики студентов 3 курса экономического факультета по направлению 521500 «Менеджмент», подготовлена доце