Введение
Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях. Конечным результатом является рост конкурентоспособности продукции, предприятия, экономики в целом.
В широком смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.
По существу смысл всей экономической реформы состоит в создании условий для повышения восприимчивости экономики к инновациям, развития инновационного предпринимательства и обеспечения экономического роста за счет использования достижений науки и техники.
Это обусловливает необходимость активизации инновационной деятельности.
Инновационная деятельность — это деятельность по разработке и освоению результатов исследований, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства новой продукции и технологий.
Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты — предпринимателей, а также систему, обеспечивающую продвижение инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).
С целью активизации инновационной деятельности разрабатывается инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.
Инновационная политика базируется на таких важнейших принципах, как:
• признание модели инновационного развития экономики страны в качестве приоритетной;
• создание государством экономико-правовых условий и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор экономического роста;
• максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;
• эффективное развитие и использование собственного научно-технического потенциала и его реформирование в соответствии с целями экономической политики;
• оптимальное сочетание интересов разработчиков, производителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источника доходов.
Реализация этих принципов требует проведения экспертизы и формирования законодательства с точки зрения наиболее эффективного стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных процессов в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.
Эффективное инновационное развитие предполагает широкий выбор инновационных идей и проектов.
Источниками идей могут быть исследования и разработки, проводимые в стране, достижения мировых науки и технологий, привлекаемых путем закупки лицензий, приобретения или лизинга технологического оборудования (долгосрочная аренда машин, оборудования, сооружений или выдача оборудования напрокат), ноу-хау (технические знания, опыт, документация), передача которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений.
Преимущества в реализации идей должны получать те из них, которые в конкретных условиях обеспечивают наилучший результат с наименьшими затратами. Важным является формирование инфраструктуры нововведений, способствующей продвижению инноваций на рынок.
Первостепенное значение имеет развитие малого научно-инновационного предпринимательства по следующим направлениям:
• создание структур, объединяющих малые и научно-инновационные предприятия, — бизнес-инновационных центров, инкубаторов бизнеса, технопарков;
• формирование сети институтов финансирования, кредитования, страхования (инвестиционные, инновационные и венчурные коммерческие фонды, страховые компании);
• развитие организаций материально-технического обеспечения (лизинговые, снабженческие фирмы, центры коллективного пользования приборами и оборудованием для проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР));
• создание центров передачи технологий, информационных систем обмена проектами и поиска партнеров для реализации совместных проектов на основе доступа к банкам данных по проектам, инвесторам, рынкам сбыта;
• открытие торговых домов, ярмарок, бирж и иных структур, обеспечивающих взаимодействие разработчиков, производителей и потребителей новой продукции и технологий;
• образование структур, оказывающих различные услуги (маркетинговые, рекламные, аудиторские, сертификационные, консалтинговые, юридические).
Должен быть обеспечен соответствующий уровень стандартизации, метрологии и сертификации, эффективной патентной системы, обеспечивающей защиту прав на результаты интеллектуального труда.
Механизм реализации инновационных направлений предполагает также использование различного рода регуляторов: льготного налогообложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочного кредитования разработчиков и потребителей научно-технической продукции, увеличения затрат на НИОКР, стимулирования труда научных работников, осуществления подготовки кадров.
В современных условиях, когда развитие науки и техники достигло исключительно больших масштабов, ни одна из стран, даже таких, как США, Япония, Германия, Россия, с их огромным научным потенциалом, не в состоянии в равной степени обеспечить развитие всех направлений научно-технического прогресса. Требуются наличие широких связей с внешним миром, научно-техническая специализация, участие в мировом разделении труда, эффективное использование зарубежного научно-технического опыта.
Зарубежный опыт свидетельствует, что в периоды замедления экономического роста в странах не снижают, а, наоборот, увеличивают затраты на науку и технологическое переоснащение производства. Особое значение придается подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность.
Для эффективного управления инновационными процессами необходимы мониторинг, оценка инновационной деятельности, прогнозирование НТП, разработка государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ и механизмов их реализации.