5. Тенденции последнего времени показывают, что коммерческие структуры во время кризиса существенно сокращают расходы на развлекательные мероприятия, в то время как в руках частных клиентов скапливаются значительные денежные средства. Эти люди легче расстаются с деньгами, причем партнеры рассматриваемого нами отдела, ориентированные на работу с физическими лицами, подтверждают, что финансовый кризис затронул их гораздо меньше.
Очевидно, что самым привлекательным и быстрорастущим рынком становится рынок В2С, на котором отдел представлен весьма ограниченно, что является слабой стороной в реализации его стратегии.
6. Так как успех деятельности рассматриваемого нами отдела напрямую зависит от количества и разнообразия имеющейся техники, его слабой стороной является ограниченный парк собственного оборудования. Если в каталоге «Боливара» постоянно представлено около 60 наименований, то в компании «Викинг» и, особенно Ascreen, которая предлагает еще и ряд уникальных продуктов (например, системау«Аудио-гид», сенсорные киоски, туманные экраны), данный показатель намного выше. Кроме того, эти интеграторы являются официальными дилерами большего числа именитых зарубежных производителей, чем компания «Боливар», поэтому обладают преимуществами при пополнении и обновлении дорогостоящего проекционного оборудования. Например, фирма «Викинг» - единственный в Санкт-Петербурге дистрибутор проекторов Christie, которые чаще всего используются рассматриваемым нами отделом при реализации крупномасштабных проектов.
7. По словам генерального директора компании, «Боливар» развивается не в той мере, в которой способен, и главным тормозящим фактором является серьезная нехватка финансовых средств. Часто отделу аренды оборудования и обслуживания мероприятий приходится отказываться от крупных проектов, если заказчику необходимо заранее поставить оборудование. В отделе также имеется несколько программ, в направлении которых он хотел бы развить свою деятельность (например, выход на рынок конференц-систем). Однако за счет накопленных средств этого сделать не удается, а в условиях кризисного состояния экономики стоимость заемного капитала слишком высока. Здесь отдел существенно уступает своим конкурентам, которые широко используют дополнительное финансирование. В частности, компания «Polymedia СПб» получает поддержку из своего головного центра в Москве и крупных коммерческих структур типа Газпром. Также и «Формарент СПб» является представителем одного из кpупнeйшиx oпepaтopoв poccийcкoгo pынкa пpeзeнтaциoннoгo oбopудoвaния компании «Фopмa Инжиниринг». Это дает им явные конкурентные преимущества, когда победа в тендерах зависит от способности быстро аккумулировать необходимые ресурсы.
8. Помимо финансовой обеспеченности отдел аренды оборудования и обслуживания мероприятий испытывает острую нехватку как управленческого, так и технического персонала. В отделе недостаточно инженеров, поэтому некоторые задачи решаются медленнее, чем у конкурентов. Состав менеджеров отдела также нуждается в значительных улучшениях. По словам директора «Боливара» А.Г. Царькова, руководитель отдела должен не только выполнять ежедневную организационную работу, «но и видеть, как в дальнейшем его развивать, понимать долгосрочные цели и задачи и воплощать все это в жизнь».
Отдел аренды оборудования и обслуживания мероприятий сталкивается также с текучестью кадров: успешных сотрудников переманивают конкуренты, некоторые едут за перспективами в Москву (так компания лишилась специалиста по маркетингу) – в итоге, не успевают набираться опыта. Другая весомая проблема состоит в том, что сотрудники приходят в отдел «просто работать» и не стремятся к достижению гораздо больших результатов. Им не хватает управленческого образования (сейчас несколько человек, в том числе и генеральный директор, проходят обучение в бизнес-школах), умения делиться опытом и действовать в единой команде.
Выделив ключевые для развития отдела аренды оборудования и обслуживания мероприятий компании «Боливар» возможности, угрозы, сильные и слабые стороны, составим матрицу первичного SWOT-анализа.
Сильные стороны (S) Ориентация на создание лояльных потребителей. Устойчивые связи с поставщиками. Высокая степень готовность к риску. Эффективная ценовая политика. Деловая репутация и узнаваемый бренд. Высококвалифицированный инженерный персонал. |
Слабые стороны (W) Нехватка управленческого и технического персонала. Отсутствие внешнего финансирования. Слабая маркетинговая политика. Узость географического рынка. Ограниченный парк собственного оборудования. Размер компании. |
Возможности (O) Увеличение числа и размеров государственных заказов. Экономия потребителей на отказе от покупки аудиовизуальной техники в пользу аренды. Стимулирование инновационной деятельности в регионах. Широкое применение аудиовизуальной техники (презентации, телеконференции и т.д.). Альянсы с конкурентами. |
Угрозы (T) Снижение доходов потребителей вследствие финансового кризиса. Внутрифирменная конкуренция. Удорожание и сложность привлечения заемного капитала. Конкуренция со стороны товаров-заменителей (конференц-залы в гостиницах, домах отдыха). Сокращение жизненного цикла презентационного оборудования. Инновационная активность конкурентов. |
Следующим этапом в процессе проведения SWOT-анализа является составление поэлементной матрицы. Нашей главной задачей является построение четырех групп различных стратегий на основе комбинации элементов первичной матрицы SWOT. Комбинации факторов выглядят следующим образом:
Сильные стороны – Возможности (Стратегии группы СИВ),
Слабые стороны – Возможности (Стратегии группы СЛВ),
Сильные стороны – Угрозы (Стратегии группы СИУ),
Слабые стороны – Угрозы (Стратегии группы СЛУ).
Сильные стороны и возможности (СиВ)
Стратегии первого типа подразумевают максимизацию, как сильных сторон компании, так и возможностей ее внешней среды. На основе выявленных ранее сильных сторон и возможностей отдела аренды оборудования и обслуживания мероприятий попытаемся сформулировать приемлемые стратегии его развития.
Государство традиционно является одним из ключевых потребительских секторов для рассматриваемого нами отдела. Сегодня как в федеральном, так и в местных бюджетах серьезное место отводится реализации инновационных программ в самых разных сферах общественной жизни. В результате, число, размер, а значит, и стоимость государственных заказов увеличиваются, однако вместе с тем растет уровень сложности и ответственности за надлежащее выполнение проектов. Отдел аренды оборудования и обслуживания мероприятий компании «Боливар» выделяется среди конкурентов качеством выполняемой работы и нередко берется за проекты, от которых отказываются более сильные игроки, что закрепило за ним статус надежного системного интегратора. Выделенные сильные стороны, такие как высокая степень готовности к риску и хорошая деловая репутация, являются серьезными конкурентными преимуществами отдела, поэтому мы рекомендуем ему отдавать предпочтение именно работе с государственными заказами.