Ограниченность ресурсов и растущие ожидания граждан
Растущее несоответствие между ограниченностью ресурсов и ростом социальных ожиданий и потребностей различных слоев общества ведет к недовольству населения и отчуждению власти, появлению новых общественных движений, кризису политических институтов. В связи с этим возникает вопрос о системе распределения ресурсов. С одной стороны, она должна быть справедливой в глазах различных социальных групп, с другой –власть вынуждена проводить политику экономии ресурсов и их более рационального распределения. Одним из аспектов данной проблемы является поиск новых моделей принятия решений на государственном уровне по вопросам определения целей и приоритетов государственной политики.[137]
5 - 7 - летние отрезки времени (Эдгар Шейн)
С точки зрения сохранения мотивации важно знать результаты исследования Эдгара Шейна, которые показывают наличие в мотивации к работе 5 - 7 - летних отрезков времени. Если содержание работы не меняется полностью или значительно, то мотивация заметно снижается через 5 лет.[138]
Творческий подход и мотивация человека колеблются как в интервале пяти лет, так и в соответствии с этапами служебной карьеры. Для обеспечения эффективной деятельности и личности, и организации необходимо познать эти колебания, найти ответы на вопросы и уточнить мероприятия по развитию.
Зарплата Президента США
Президент в установленные сроки получает за свою службу вознаграждение, каковое не может быть ни увеличено, не уменьшено в течении периода, на который он избран, и в пределах этого периода он не может получать никаких иных доходов от Соединенных Штатов или какого-либо из Штатов.[139]
Проблемы середины карьеры
У многих людей в возрасте от 35 до 50 лет в какой-то момент наступает этап “брожения“, когда мотивация резко падает. Появляется значительное число проблем, корни которых кроются довольно глубоко.
В середине служебной карьеры человек осознает, что смертен. Одновременно он видит ограниченность и постоянное сужение собственных возможностей. У многих на первый план вновь выступают противоречия и чувства, присущие молодости. Уход выросших детей из дома, конфликты или эмоциональные причины изменяют в среднем возрасте отношение к детям и жене или мужу. По этим причинам в середине служебной карьеры снижается мотивация к работе и увеличивается число проблем на работе и дома.[140]
Мотивация по результатам
С точки зрения управления по результатам основными являются три типа мотивации:
Потребность в достижении цели
Работник, имеющий значительную потребность в достижении цели, ставит себе высокие, но реальные цели. Для него важны высокие достижения.
Потребность в присоединении
Работник, испытывающий потребность в присоединении, ценит человеческие отношения и дружбу и поддерживает их. Такой человек может быть весьма эффективен при выполнении заданий, требующих групповой работы.
Потребность во власти
Работник, имеющий потребность во власти, хочет обладать возможностью влиять на других и поэтому ищет такие задания и должности, где у него был бы соответствующий статус, дающий возможность использовать власть и авторитет.[141]
Деление потребностей на исходящие входящие
Поскольку на современном этапе все большее значение для мотивации приобретают высшие потребности (ниже об этом будет сказано дополнительно), то им хотелось бы уделить особое внимание. Автору кажется логичным представить все высшие потребности в виде а) общих, или социальных и б) личных.
Высшие потребности могут быть направлены как от личности на группу, в которой личность существует, так и от группы к личности. Если личность нуждается в персональном уважении к себе, то так же важным, а может и более важным, для нее является желание находиться, работать в уважаемой им организации.
Таким образом и общие и личные потребности можно разделить на исходящие и входящие по отношению к личности (например, самовыражение и уважение).
Такое деление высших потребностей удобнее для их понимания и использования в процессе управления.
Вот некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных:[142]
Социальные:
1) Входящие:
а) Дать сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться
б) Поддержание неформальных, положительно настроенных групп
в) Создание условий для социальной активности членов организации вне ее рамок
2) Исходящие:
а) Проведение регулярных совещаний и создание на местах духа единой команды
б) Информирование членов группы о результатах их деятельности и о пользе, принесенной для организации в целом
в) Представление дел таким образом, чтобы работники чувствовали себя как будто бы на сцене, т.е. дать им понять, что ими интересуются извне организации (журналисты, соседи, конкуренты)
Личные:
1) Входящие:
а) Предложение более содержательной работы
б) Обеспечение обратной связи подчиненных с достигнутыми результатами
в) Высокая оценка и достижение достигнутых подчиненными результатов
г) Привлечение подчиненных к формулировке целей и выработке решений
д) Делегирование дополнительных полномочий
е) Продвижение подчиненных по служебной лестнице
ж) Обеспечение обучения и подготовки, кот. повышает уровень компетентности
1) Исходящие:
а) Обеспечение подчиненным возможности для обучения и развития, т.е. позволить полностью использовать их потенциал.
б) Передача подчиненным сложной и важной работы, которая требует от них полной отдачи
в) Поощрение и развитие у подчиненных творческих способностей
Денежное обеспечение в государственных органах
Чем сложней подчиненный, чем многогранней его характер, тем больше его потенциал, тем больше отдача, которую можно от него получить при правильной организации его мотивации. Ведь каждый управленец знает, что не выгодно содержать армию неквалифицированных низкооплачиваемых сотрудников, эффективнее оплачивать нескольких активных профессионалов.
Со временем, финансовая мотивация служащих в государственных органах должна потерять свое значение, а вместе с ней уйдут и многие злоупотребления, которые присущи людям, находящимся у власти фактически, или служащим в органах власти. Ведь миллионы простых людей, ученых, инженеров, рабочих, служащих экономически зависят от действий тех, кто управляет наукой, образованием, промышленностью.
Денежное обеспечение в государственных органах должно занять достаточно высоких уровень, но в то же время оно должно быть пропорционально вкладу, который вносит конкретный человек на конкретном месте.