рефераты по менеджменту

Проблема адаптации принципов зарубежного менеджмента в условиях России

Страница
1

ВВЕДЕНИЕ

Теория и практика менеджмента получили широкое применение в развитых странах. В США доля менеджеров различных звеньев в общей численности занятых составляет приблизительно 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятого населения объясняется изменением структуры производственного процесса в последние десятилетия. Всё больший приоритет имеет умственный труд.

Одной из важных проблем, стоящих перед экономикой России, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров: руководителей среднего и высшего звеньев. Одним из путей решения этой проблемы может стать рациональное использование западной модели менеджмента с учётом особенностей внешних и внутренних факторов России.

Понятие «менеджер» в настоящее время стало вполне привычным и даже более употребительным синонимом слова «руководитель». Изменение терминологии связано с общеэкономическими изменениями, происходящими в стране.

Расширение контактов с капиталистическими фирмами, заметное увеличение числа переведённых изданий видных специалистов в области управления западных стран позволяют более конкретно представить конструктивные элементы их практики управления, обеспечивающие более высокую эффективность производства. Однако практика ведущих российских компаний наглядно показала, что зарубежный опыт нельзя копировать досконально. Организация должна сама ощутить потребность в изменениях, необходимости формирования собственной системы управления. Российские фирмы не просто скопировали опыт западных конкурентов, а осмыслили логику их действий, проанализировали свои неудачи и, на основании полученного материала, разработали собственный оригинальный путь.

В мировой управленческой практике наблюдается сосуществование различных моделей управления, например, американской и японской, что отражает процесс интернационализации современного менеджмента.

Задача российских руководителей заключается в творческом поиске новых решений и практическом применении различных моделей менеджмента в российских организациях. В России большинство руководителей имеет техническое образование, в то время как в развитых странах руководители проходят специальную профессиональную подготовку. В настоящее время важную роль в подготовке руководящих кадров играет изучение опыта экономически развитых стран.

Наглядно рассмотреть типы и методы управления в российских предприятиях можно на примере сети супермаркетов «Кировский», существующих в г. Екатеринбурге с 1993 года.

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА МЕНЕДЖМЕНТА

Модели управления

Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в его границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как закрытая система. Основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства. Организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам). Решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сводится к тому, что идеальная организация не должна иметь ни официальной организационной структуры, ни какой-либо формальной структуры вообще. Японский тип организации управления, являющийся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающий наибольшую гармоничность и мобильность организации, необходимую в современном динамичном мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, системы непрерывного обучения преимущественно на производстве – основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.

Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.

Суть новой «философии» управления определяется следующими моментами:

- ставка делается на человека самореализующегося;

- фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединенных совместными ценностями;

- фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Признаки, характеризующие различные модели управления организацией, приведены в таблице.

Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма – открытая система. Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне нее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Все внутреннее построение системы является ответом на воздействия внешней среды.

Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений.

Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры – готовности к риску, ориентации на освоение новых возможностей и т.д.

Таблица.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ

№ п./п.

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ

ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ

ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКАЯ (информационная) МОДЕЛЬ

1

Найм работников на относительно короткое время

Пожизненный найм работников

Долгосрочный найм

2

Индивидуальное принятие решений

Коллективное принятие решений

Коллективное принятие решений

3

Индивидуальная ответственность

Коллективная ответственность

Индивидуальная ответственность

4

Быстрое развитие и продвижение

Медленное развитие и продвижение

Медленное развитие и продвижение

5

Механизмы явного, точного контроля

Механизмы косвенного контроля

Косвенный, неформальный контроль с точными, формализованными критериями

6

Создание условий для специализированной карьеры работников (по вертикали)

Создание условий для неспециализированной карьеры работников (диверсифицированный подход)

Умеренно специализированная карьера работников

7

Избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как таковому

Холистический (целостный) подход к работнику как личности

Холистический подход, включая семью

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту