рефераты по менеджменту

Организация и управление качеством продукции

Страница
2

В 1994 году было изменено определение «качества»:

Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его особенности удовле­творять установленные и предполагаемые потребности.

Рассматривая определения понятия «качество», следует помнить:

1. Понятие «качество» всегда относительно. На мировом рынке всегда имеется большое количе­ство различных моделей, типов изделий одинакового назначения. И всегда имеется фирма - изготови­тель, которая выпускает самые лучшие изделия данного вида, которые будут на данный момент вре­мени являться эталоном для этих изделий. Поэтому понятие «высокое качество» применительно к промышленному изделию означает, что функциональные свойства изделия, материал,из которого оно изготовлено, отделка и внешний вид выше среднего уровня.

2. Изделия высокого качества должны отражать достижения технического прогресса, отвечать требованиям производства и иметь себестоимость, экономически оправдывающую их выпуск. Они должны быть надежны и долговечны в эксплуатации, быть простыми при эксплуатации и уходе, безопасными в эксплуатации, иметь рациональную и миниатюрную конструкцию, иметь красивый внешний вид.

Качество изделия зависит от большого числа свойств изделия. Чтобы объективно судить о каче­стве, необходимо знать количественные значения свойств изделия и иметь методику для сравнения одного изделия с другим (эталоном) для получения измеримой оценки качества.

Анализ затрат на качество

Анализ затрат на качество можно рассматривать как экономическую оценку эффективности сис­темы, а результаты такого анализа берутся за основу при принятии решения по совершенствованию программ обеспечения качества. Информация о расходах должна быть в центре постоянного внима­ния руководства фирмы как для контроля, так и для увязки этих затрат с другими статьями расходов организации. Затраты на качество должны рассматриваться как основа установления размера вложе­ний в систему обеспечения качества. Снижение расходов на качество - одна из главных целей сис­темного управления качеством.

В рамках систем управления и контроля качеством затраты на качество обычно классифицируют на затраты (расходы) изготовителя и другие расходы.Затраты изготовителя складываются из предупреди­тельных, оценочных, затрат из-за внутренних отказов, издержек из-за внешних отказов.

· Предупредительные затраты включают расходы, связанные с планированием качества; орга­низацией и внедрением системы управления качеством; разработкой требований к контролю качества сырья и материалов, производственных процессов и выпускаемой продукции; подготовкой методик, инструкций и т.п.; анализом качества на допроизводственной стадии. Сюда же относятся затраты на контроль технологического процесса, контрольного и испытательного оборудования; расходы на соз­дание программ обучения и подготовки кадров в области управления качеством; расходы на совер­шенствование систем обеспечения качества; разного рода организационные расходы (заработная пла­та управленческого аппарата, командировочные расходы и пр.).

· Оценочные затраты складываются из расходов на оценку качества. Это затраты на испытания и приемочный контроль исходных материалов. К оценочным относятся также расходы на аттестацию качества продукции (оплата услуг, предоставляемых независимыми испытательными центрами или лабораториями, страховыми фирма­ми и т.п.); расходы на отгрузку продукции; испытание продукции в эксплуатации (проведение испы­таний у потребителя, командировочные расходы работников организации, направленных для этой цели к потребителю).

· Затраты из-за внутренних отказов образуются по причинам потерь качества, обнаруженных до отправки изделий заказчику.

· Издержки из-за внешних отказов включают: расходы на доработку товара в течение гарантий­ного срока по рекламациям покупателей; расходы по устранению дефектов в процессе технического обслуживания; штрафы за низкое качество в рамках юридической ответственности за качество; расходы, связанные с возвратом товара ненадлежащего качества (или вышедших из строя отдельных уз­лов, деталей).

Другиезатраты на качество обычно возникают из-за выполнения таких производственных операций, которые можно вполне исключить, и их существование объясняется неуверенностью изго­товителя в качестве производимой продукции.

o Расходы поставщиков на качество должны обязательно приниматься во внимание потребите­лем сырья, поскольку они влияют на уровень закупочных цен.

o Непредвиденные расходы выражаются в уменьшении объема сбыта вследствие возникновения отрицательной реакции покупателей на товары организации. Наиболее распространенной причиной этого могут быть высокие издержки потребителей на техническое обслуживание, а также частые от­казы изделий. Организации проигрывают и в том случае, когда рассмотрение судебного иска покупа­теля в связи с плохим качеством товара решается в пользу изготовителя. Потеря доброжелательности покупателя приравнивается к непредвиденным расходам на качество. Сюда же относятся и непосред­ственные затраты на подготовку к судебному делу, гонорар адвокату, оплата экспертизы и др.

o Затраты на аппаратуру и приборы, обеспечивающие информацию о качестве, очень возросли с автоматизацией контроля качества и использованием ЭВМ. Обычно при планировании этих расхо­дов выясняется возможность снижения расходов на качество в результате внедрения микропроцессо­ров и ЭВМ, а также увеличения срока службы аппаратуры (т.е. окупаемость расходов на дорогостоя­щее оборудование).

o Расходы на качество, связанные с потреблением товара. Этим расходам организации уделя­ют много внимания, так как в конечном итоге они отражаются на объеме сбыта продукции. Инфор­мация о расходах у потребителя служит основанием для внесения соответствующих изменений в сис­тему обеспечения качества. В организациях разрабатываются специальные программы по снижению затрат на качество на стадии потребления товара.

Основные цели, преследуемые компаниями при введении программ затрат на качество, сле­дующие:

1. Определение масштаба проблем с качеством на языке, доступном для восприятия высшим руководством компаний, - языке денег. В некоторых компаниях необходимость улучшить взаимопонимание высшего и среднего уровней персонала по вопросам качества была так остра, что стала главной целью проведения исследований в отношении стоимостей плохого качества.

2. Выявление основных возможностей снижения затрат. Затраты из-за плохого качества не­однородны. Они - сумма отдельных конкретных сегментов, каждый из которых прослеживается к какой-либо определенной причине. Эти сегменты не равны по величине, и только некоторые из них составляют значительную долю в сумме затрат. Главный побочный продукт оценивания затрат на плохое качество - выявление таких жизненно важных сегментов.

3. Поиск возможностей для уменьшения неудовлетворенности заказчика и связанной с этим угрозы для сбыта товаров. Часть затрат из-за плохого качества - следствие отказов продукции, имеющих место после продажи. Соответственно, эти расходы оплачиваются изготовителем в форме гарантийных начислений, учета рекламаций и т.д. Но независимо от того, оплачиваются ли расходы изготовителем или нет, такие отказы увеличивают стоимость продукции для заказчика из-за простоев и других форм нарушения работоспособности изделий. Анализ затрат изготовителя, дополненный маркетинговым исследованием потерь заказчика из-за плохого качества, позволяет выявить некото­рые жизненно важные области высоких затрат. Эти области, в свою очередь, ведут к идентификации проблем с качеством.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту