рефераты по менеджменту

Организация рабочих мест

Страница
5

Количество полок в шкафах и стеллажах, ящиков в тумбочках и столах должно быть достаточным для размещения тех­нологической оснастки, рабочей документации, предметов хозяйственного обихода. Если полы в помеще­нии не имеют деревянного или линолеумного покрытия, то в местах, где непосредственно выполняют свои производственные функции работники, следует устанавливать деревянные подставки для ног.

Большое значение имеет выбор средств освещения. При освеще­нии рабочих мест необходимо обеспечить достаточный уровень об­щего освещения, специальное освещение рабочей поверхности или пространства, одинаковость освещения разных приборов, контраст между рабочими элементами и фоном, отсутствие слепящего дейст­вия света.

Обслуживание рабочих мест

Обслуживание рабочих мест является важной частью производ­ственного процесса и имеет своей целью обеспечение их средства­ми и предметами труда, необходимыми для осуществления произ­водства. Такое обслуживание включает:

• своевременное доведение до рабочих производственного зада­ния с соответствующей документацией;

• бесперебойное снабжение рабочих мест материалами, заготов­ками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, ин­струментом и приспособлениями;

• ремонтное обслуживание, наладочные и транспортные работы, контроль качества продукции, поддержание чистоты на рабо­чих местах.

Эффективность труда вспомогательных рабочих, выполняющих пе­речисленные функции, во многом зависит от того, какая система об­служивания основных рабочих принята на предприятии. Система обслуживания представляет собой комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и методам мер, определяющих сферу деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих по обеспечению основных рабочих материалами, инструментом, доку­ментацией и комплексом услуг и работ, необходимых для беспере­бойного высокопроизводительного труда. Она должна соответство­вать типу производства и характеру труда на рабочих местах основ­ного производства, быть увязана со структурой производства и управления, обеспечивать комплексность обслуживания.

Система обслуживания рабочих мест базируется на функцио­нальном разделении труда на предприятии, в результате которого основные рабочие максимально высвобождаются от выполнения вспомогательных работ, а каждая функция обслуживания осущес­твляется определенными профессионально-квалификационными группами вспомогательных рабочих.

Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:

• производственно-подготовительная — комплектование пред­метов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа;

• инструментальная — обеспечение инструментом и приспо­соблениями;

• наладочная — наладка, переналадка и подналадка оборудова­ния и технологической оснастки. Первоначальная наладка зак­лючается в установке, оснащении и регулировке нового обору­дования; переналадка — в смене оснастки и регулировки обо­рудования при переходе к производству нового изделия; подналадка — в устранении появившихся в ходе выполнения производственного задания нарушений в работе оборудова­ния и оснастки;

• контрольная — контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслужива­ние и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измери­тельной аппаратуры;

• транспортно-складская — приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, доставка к рабочим местам предметов и средств труда;

• поддержания в рабочем состоянии основного и вспомогатель­ного оборудования, включающая его профилактическое обслу­живание и ремонт;

• энергетическая — обеспечение рабочего места всеми видами энергии;

• ремонтно-строительная — текущий ремонт производствен­ных помещений, строительство мелких вспомогательных по­мещений, ремонт дорог и подъездных путей;

• хозяйственно-бытовая — систематическая уборка производ­ственных помещений и территорий, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание.

Все эти функции могут выполняться по различным системам — централизованной, децентрализованной и смешанной.

При централизованной системе обслуживание осуществляется едиными функциональными службами предприятия.

Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо об­служивающими рабочими, находящимися в данных подразделе­ниях (цех, участок, линия).

При смешанной (комбинированной) системе одни функции об­служивания выполняются централизованно, другие — децентра­лизовано.

Значительными организационными и экономическими преи­муществами обладает централизованное обслуживание. Оно поз­воляет более рационально использовать работников обслуживаю­щих служб, концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т.д. При этом улучшаются возможности для организации внутрипро­изводственного планирования работ по обслуживанию, что повы­шает их качество, надежность, своевременность, экономичность. При децентрализованной системе каждый руководитель цеха имеет в своем подчинении вспомогательных рабочих, которые вы­полняют весь комплекс необходимых работ. Это обеспечивает своевременность и оперативность их выполнения. Однако, при этой системе сложно обеспечить нормаль­ную и стабильную занятость вспомогательного персонала, рацио­нальное его использование в соответствии с квалификацией. Наибольшее распространение на предприятиях получила смешанная (комбинированная) система обслужи­вания, при которой часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть- децентрализовано.

На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип произ­водства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой про­дукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако, во всех случаях, критерием выбора опти­мальной системы обслуживания является минимум затрат рабоче­го времени и материальных ресурсов на обслуживание при высо­ком качестве последнего.

С этой точки зрения в основу построения любой из перечис­ленных систем должны быть заложены следующие принципы:

• планово-предупредительный, профилактический характер;

• гибкость;

• комплексность;

• высокое качество обслуживания;

• экономичность.

Планово-предупредительный, профилактический характер обслу­живания означает согласование системы обслуживания с опера­тивно-календарным планированием хода основного производства, предварительную подготовку и доставку всего необходимого для эффективного функционирования рабочего места.

Гибкость системы означает возможность ее оперативной пе­рестройки в связи с возможными отклонениями от нормального хода процесса обслуживания.

Комплексность системы предполагает согласование и увязку между собой всех функций обслуживания, выполняемых различ­ными службами предприятия в течение одного и того же проме­жутка времени и на одних объектах.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту