По железнодорожному транспорту рассчитывается смета затрат цеха, куда входит зарплата производственных рабочих, отчисления в фонд социального страхования, топливо, горючие и смазочные материалы, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы. По автотранспорту определяется себестоимость одного тонно-километра. С этой целью составляется смета расходов, куда включаются затраты по оплате труда рабочих, ИТР и служащих, отчисления в фонд социального страхования, затраты на амортизацию, текущий ремонт и содержание автотранспортных средств.
Затраты внутризаводского транспорта включаются в себестоимость продукции и распределяются между потребителями и заказчиками. Вся сумма затрат внутризаводского транспорта распределяется по следующим статьям себестоимости продукции: транспортно-заготовительные расходы, общезаводские расходы, цеховые расходы по отдельным цехам и производствам, сбытовые расходы, услуги сторонним организациям.
На предприятиях текстильной промышленности в условиях прерывного производства необходимо перемещать большое количество грузов со складов в производственные помещения, из одного цеха в другой, с предшествующего технологического перехода на последующий, из производства в склад готовой продукции. Эти перемещения осуществляются с помощью внутрифабричного транспорта.
Организация внутрифабричного транспорта и четкая его работа оказывают большое влияние на экономику предприятия. Время, затрачиваемое на внутрипроизводственные перевозки, непосредственно влияет на производственный цикл, размер незавершенного производства, величину оборотных средств, их оборачиваемость.
На большинстве текстильных комбинатов затраты труда на транспортировку грузов очень значительны. В льнопрядении, например, трудоемкость транспортных операций составляет около 5% общей трудоемкости продукции, а в ткацком и отделочном производствах – около 15%. Если в хлопчатобумажной промышленности рабочие, занятые транспортировкой грузов и обслуживанием транспортных средств, составляют 5-7% численности производственных рабочих, то в льняной 8-15%. К тому же следует учесть, что транспортные операции нередко выполняют и основные рабочие. В улучшении организации внутрифабричного транспорта заложены большие резервы для повышения производительности труда, снижения трудоемкости продукции и ее себестоимости.
Основными объектами транспортировки на текстильных предприятиях являются сырье, полуфабрикаты и готовая продукция. Помимо основных видов транспорта на предприятиях широко используется также пневматический транспорт. Он обеспечивает перемещение материалов по трубам потоком воздуха. На текстильных фабриках он используется для транспортировки разрыхленного волокна и отходов производства (например, транспортировка волокна в механизированные лабазы, смеси из питателей к трепальным машинам, отходов из-под трепальных и чесальных машин к сборнику отходов). Пневмотранспорт значительно сокращает потери и улучшает качество сырья благодаря дополнительному рыхлению и очистке его в процессе транспортировки, облегчает и оздоровляет условия труда в производстве, повышает его производительность.
Количество транспортных средств прерывного действия (Мтр.п) определяется по формуле:
Мтр.п = Гtр / (ВтрТсмКпер),
где Г – грузооборот брутто (вместе с массой тары), т или кг за смену; tр – длительность одного рейса (в оба конца с учетом погрузочно-разгрузочных операций), мин; Втр – единовременная вместимость единицы данного вида транспортных средств, т или кг; Тсм – продолжительность рабочей смены, мин; Кпер – коэффициент, учитывающий перерывы по техническим причинам (ремонт, смазка и т.п.).
Для определения количества транспортных средств непрерывного действия (Мтр.н) применяют формулу:
М тр.н = Г / (ПтрТсм),
где Птр – производительность транспортного средства в час, т или кг.
На текстильных предприятиях в последние годы проведена большая работа по комплексной механизации и автоматизации трудоемких транспортных операций. При этом каждая из фабрик решает эти вопросы применительно к условиям своего производства: расположения технологического оборудования, конструкции зданий (высота производственных цехов, сетка колонн, конструкция и надежность перекрытий), количества грузов и характера грузопотоков, безопасности обслуживания транспортных средств.
Организация складского хозяйства.
Различие в условиях поставки (получения продукции) и их расходования (отгрузки потребителям) требует создания соответствующей системы складов и организации складского хозяйства. Оно призвано обеспечить бесперебойное снабжение производства всеми видами материалов (сырьем, топливом, инструментом, запчастями и т.д.), необходимую их подготовку.
Структура складского хозяйства завода определяется в зависимости от номенклатуры потребляемых материалов, типа и объемов производства, уровня его специализации и кооперирования. Наиболее часто склады классифицируются по их месту в производственном процессе, по роду хранимых материалов, по техническому устройству и степени пожарной опасности.
· По месту в производственном процессе (назначению и подчиненности) склады предприятия делятся на материальные (снабженческие), производственные и сбытовые. Материальные склады подчинены отделу материально-технического снабжения. Это склады производственных запасов сырья, материалов и других материальных ресурсов до их включения в процесс производства. К производственным складам относятся склады полуфабрикатов, оборудования и запасных частей к нему, центральный инструментальный склад. Эти склады подчинены соответственно отделам производства, главного механика и инструментальному отделу завода. На сбытовых складах хранится готовая продукция завода, и подчинены они отделу сбыта.
· По сфере и масштабу деятельности склады делятся на общезаводские (базисные, центральные), снабжающие всех потребителей, районные (участковые), снабжающие группу близко расположенных цехов, и цеховые. Общезаводские и районные склады находятся в ведении отдела снабжения. Цеховые склады и склады готовой продукции, обслуживаемые крановым оборудованием, находятся в ведении цехов.
· В зависимости от сортамента перерабатываемых материалов склады подразделяются на специализированные, предназначенные для хранения определенных видов материалов и изделий, и универсальные, на которых хранятся различные предметы производственно-технического назначения. Среди специализированных выделяются специальные склады с соответствующими оборудованием и режимом хранения. К ним относятся хранилища нефтепродуктов, химикатов, газов, топлива, а также рудные и шихтовые дворы и т.д.
· По характеру технического устройства склады классифицируются на открытые (площадки), полузакрытые (навесы) и закрытые (здания). Открытые склады предназначены для хранения материалов и изделий, не подверженных влиянию атмосферных осадков; полузакрытые – для хранения материалов, не подверженных влиянию температурных изменений, но подверженных атмосферным воздействиям (огнеупоры, сменное оборудование). Закрытые склады – это здания и другие хранилища, полностью защищающие содержимое от атмосферных воздействий.