Следующий этап развития российского бизнеса – это 1995-1996 годы. Эти годы отличаются тем, к этому времени произошли следующие события:
1. Произошло снижение инфляции: исчезла гиперинфляция, и теперь стало можно прогнозировать ее темпы на непродолжительные периоды.
2. Курс доллара США тоже стал прогнозируемым. Российский рубль стал конвертируемым (1996 год)
3. Замедлился спад производства.
4. Россию приняли в ЕС.
5. Российский потребитель стал более опытным и образованным в вопросах приобретения товаров. Вышел закон “О защите прав потребителей” (1996 год).
6. Происходит мощный естественный отбор среди предприятий России: те, кто не смог приспособиться к существованию в безинфляционных условия, начинают медленно “вымирать”.
Я считаю, что к этому времени в нашей стране уже закончились коренные преобразования. Большая часть госсобственности была приватизирована и поделена между немногочисленными финансово-промышленными группировками. Финансовые ресурсы сконцентрированы в нескольких крупных московских банках, и регионы вынуждены брать у них кредиты под высокие проценты. В результате еще большая часть финансовых ресурсов стала оседать в Москве. Из-за того, что закончился первичный раздел собственности, помаленьку стали угасать криминальные войны. Я сужу об этом по публикациям в печати, и заметил, что раньше было больше заказных убийств, в то время как за 1996 год их количество снизилось по сравнению с 1995 годом. Поле битвы перешло в финансовую и политическую сферы.
Особо я хочу отметить, что в России все это время очень динамично развивался рынок ценных бумаг. За пять лет своего существования он никогда не стоял на месте. Наоборот, рынок ЦБ постепенно рос вместе с российским бизнесом. Все начиналось с торговли акциями первых российских эмитентов: Ринако, Нипек, Алиса, МММ и прочим. Был у него и отрицательный опыт, но мы быстро проходили те стадии развития, на которые мировому рынку потребовалось не одно столетие. На втором курсе я писал на эту тему курсовую работу, и вот уже сейчас многое из описанного устарело, изменилось, а иногда и просто уже отжило и уступило место новому. Рынок ЦБ очень много хорошего перенял с западных рынков. Были введены современные информационные технологии, созданы биржи, выработаны нормы и правила работы на рынке. Поэтому нам удалось избежать случаев мошенничества с ценными бумагами, не считая, конечно, МММ и ему подобных.
Для начала я хочу предложить свою классификацию особенностей российского бизнеса по причине их возникновения.
Вообще не существует какого-то одного одинакового для каждой страны типа бизнеса, деловой жизни. В каждой стране существуют какие-то свои отличия, особенности, неписаные законы и нормы ведения бизнеса. Это вызвано многими причинами.
Во-первых, это причины культурного порядка. Например, многие западные, американские, да и российские бизнесмены зачастую не могут понять, как вести дела с японцами. Так как у японцев совершенно другая культура, которая в основном определяет мировоззрение японцев, их отношение друг к другу и, соответственно, деловой этикет. Для японца больше может значить форма, чем содержание договора; подразумевается, что некоторые пункты хоть и не написаны, но имеют силу. Если посмотреть на Европу, то и у них мы увидим отличия, связанные с культурой воспитания. Всем известна пунктуальность немцев, заносчивость и верность своему слову англичан, некоторая беспечность испанцев и итальянцев.
Во-вторых, географические факторы. Южные народы обладают более вспыльчивым характером, они более эмоциональны, в то время как северные более уравновешены и спокойны. Все это также отражается на деловой жизни. Географические факторы оказывают влияние на вид связи между партнерами: чем больше расстояния, тем более формальные связи. Одним из самых важных факторов является геополитическое расположение государства. Оно определяет развитие торговли в регионе, ее интенсивность, определяет экспортные отрасли, влияет на импорт. Также геополитическое положение определяет основные внешнеторговые связи государства со странами-соседями. Например, в Европе из-за очень компактного расположения небольших по размеру стран межгосударственные отношения получили большее развитие, чем в азиатских странах или в СНГ.
В-третьих, исторические факторы. Они на многие годы определили пути развития некоторых стран. В Англии буржуазная революция произошла раньше, чем в других странах, поэтому они более опытны в решении отдельных вопросов, чем весь остальной мир. США на сегодняшний день обладают самым стройным законодательством в сфере бизнеса, так как они раньше других столкнулись с проблемами конкуренции, качества товаров, ценовыми манипуляциями на биржах, мошенничеством с пластиковыми картами и прочим.
В-четвертых, правовые факторы. Бизнес в отдельно взятой стране действует на определенном правовом поле, которое создано государством. И чем лучше это поле размечено и убрано, тем легче игрокам придерживаться правил игры. В связи с этим законодательство в развитых странах более развито, чем в развивающихся. Также к правовым факторам я отношу и политическую систему в стране, сроки полномочий Президента и Парламента, уровень демократизации общества и т.д.
Существуют еще и другие факторы, которые определяют особенности бизнеса в каждой стране, но я привел, на мой взгляд, самые важные.
Но из всего только что сказанного мной я не делаю вывода, что особенностей российского бизнеса не существует. Казалось бы, раз бизнес в каждой стране имеет какие-то свои отличия, то не стоит отдельно говорить об особенностях национального бизнеса. Но все дело в том, что у нас “особенная стать”.
Особенности национального бизнеса имеют несколько истоков. Я выделяю следующие:
1. Врожденные, то есть доставшиеся от социализма.
2. Приобретенные при зарождении самого бизнеса.
3. Выработанные как реакция на изменение окружающей среды.
Теперь я опишу каждую из этих групп отдельно.
К врожденным особенностям я отношу те, которые были определены нашим общим прошлым. Думаю, наша страна здесь опять что называется “впереди планеты всей”. Только в нашей стране в течение очень долгого периода строилось “светлое будущее всего человечества”. Подразумевалось, что при коммунизме совсем не будет денег, что золото станет “презренным металлом” и каждый человек “будет получать по своим потребностям”. Конечно, все призывы и лозунги звучали очень даже правильно, и большинство людей в это верило. Но жизнь показывала обратное. У нас не было всеобщего равенства. Скорее всего, у нас было всё для немногих и немного для всех. Партийная элита и впрямь жила при коммунизме, когда как в стране существовала поталонная система обеспечения продовольствием. Такие деликатесы, как красная и черная икра, голландский сыр, французское шампанское, даже, что называется, и не снились. Вся страна ездила на “Жигулях” и “Москвичах”, которые в народе назывались не автомобили, а “тачки”. Телепрограммы мы смотрели по советским “Рубинам” и “Рекордам”, которые, наверное, делались на бывшем заводе по производству мин, так как были очень взрывоопасны. Я не случайно перечисляю негативные стороны советской жизни, просто это относится к моему объяснению врожденных особенностей национального бизнеса.