5) Недостатки нормативно-правового регулирования.
К недостаткам существующего механизма нормативно-правового регулирования отрасли следует отнести:
- несовершенство законодательства, регулирующего правовое положение и деятельность холдингов, что ограничивает способность крупных хозяйственных структур эффективно перераспределять денежные потоки с учетом перспектив, возможностей и потребностей в развитии по наиболее перспективным направлениям;
- несовершенство системы разрешений при проектировании и строительстве новых производств. Наличие жестких, отчасти не консолидированных и дублирующих требований многочисленных ведомств, включая вопросы безопасности, увеличивающее сроки проектирования, стоимость строительства и, как следствие, затягивающее ввод новых производств;
- внешние и внутренние трудности и сложности доступа к современным зарубежным технологиям и комплектным поставкам технологических установок по производству химической продукции, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на уровне ведущих мировых производителей;
- наличие вывозных пошлин на отдельные виды химической продукции (минеральные удобрения, бутиловый спирт, полиэтилен, полипропилен и др.), что приводит к снижению конкурентоспособности с учетом действующих и прогнозируемых ограничительных мер на рынках сбыта;
- отсутствие в статьях 366-377 Таможенного кодекса РФ четких сроков проведения мероприятий по таможенному контролю, что приводит к злоупотреблениям правом со стороны таможенных органов и не позволяет компаниям в срок исполнять экспортные обязательства;
- отсутствие действенных механизмов, стимулирующих деятельность компаний по энергосбережению, производству новых видов продукции, востребованных на внутреннем рынке или замещающих импорт, увеличению глубины переработки углеводородного и минерального сырья, проектов, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду (в частности, в рамках Киотского протокола).
6) Инфраструктурные и ресурсно-сырьевые ограничения.
Устойчивое развитие химического комплекса невозможно без его обеспечения углеводородным сырьем, на базе которого производится до 80% продукции отрасли. Первичные ресурсы легких углеводородов производятся из нефти, природного газа и газовых конденсатов, при этом существенный и специфичный вклад в сырьевой фонд нефтехимии вносят предприятия нефтепереработки (поставки предельных и непредельных углеводородов С3-С4 линейного строения, легкого прямогонного бензина, моноциклических ароматических углеводородов).
Имея мощные секторы нефтегазодобычи и нефтепереработки, Россия обладает и высоким потенциалом ресурсного обеспечения нефтехимических производств. Однако основные месторождения нефти и газа расположены в трудно доступных регионах страны, что создает климатические, транспортные и социальные сложности создания сетей сбора и отгрузки легких углеводородов и сооружения комплексных газохимических или нефтехимических производств в непосредственной близости от месторождений.
Более 50% имеющихся ресурсов попутных газов в настоящее время сжигается в факелах, природный газ подвергается глубокой переработке в объемах около 7% против среднемирового показателя, равного 12%.
7) Неадекватность российского химического машиностроения задачам развития химического комплекса.
В настоящее время в России действуют около 30 предприятий (Уральский, Рузаевский, Моршанский, Пензенский заводы химического машиностроения, Московский и Казанский компрессорные заводы, Нефтехиммаш и др.) по производству химического и нефтехимического оборудования. Часть предприятий химического машиностроения перепрофилировала свою деятельность.
Основная часть производимого отечественного оборудования не отвечает современным требованиям качества, не имеет охранных документов, сертификатов безопасности, систем сервиса и эксплуатационного обслуживания. Без технического перевооружения предприятий химического комплекса на базе современного технологического оборудования невозможна переориентация отрасли в сторону глубокой переработки сырьевых ресурсов. Импортные технологии являются дорогостоящими и часто недоступны (особенно это касается новейшего, высокоэффективного оборудования).
8) Кадровый дефицит.
В течение длительного времени использовался кадровый резерв квалифицированных рабочих и инженерно-технических специалистов, созданный до реформирования экономики.
Существовавшая ранее система подготовки и переподготовки кадров для химического комплекса, особенно среднего звена, была разрушена.
Произошло сокращение количественного и качественного состава научных сотрудников в отраслевых научных и проектно-конструкторских организациях. Существует явный перекос в сторону людей старших возрастов, что вызвано отсутствием в большинстве научных организаций условий для привлечения и закрепления молодых специалистов. При такой возрастной структуре крайне трудно, если не сказать – невозможно, обеспечить воспроизводство кадрового ресурса.
9) Экологическая ситуация.
Химический комплекс является значительным источником загрязнения окружающей среды. По валовым выбросам вредных веществ в атмосферу он занимает десятое место среди отраслей промышленности, по сбросам сточных вод в природные поверхностные водоемы – второе место (после электроэнергетики).
Выбросы химических и нефтехимических предприятий в атмосферу ежегодно составляют около 428 тыс. тонн. Основными видами загрязнителей являются (в % от общей массы): оксид углерода (30%), летучие органические соединения (21%), диоксид серы (14%), окислы азота (10%), окислы углеводородов (9%).
Ежегодно на предприятиях отрасли образуется около 15,0 млн. т. токсичных веществ (без учета отходов 5 класса), из которых обезвреживается только порядка 20% веществ. Типичными видами накапливаемых отходов 1 и 2 классов являются ртуть и ее соединения, третьего класса – нефтешламы, лигнин и др., четвертого – фосфогипс, пиритные огарки. Ликвидация отходов затруднена отсутствием рентабельных технологий их переработки.
Другими проблемами в химическом комплексе являются также устранение ртутного загрязнения окружающей среды, наличие незаложенных пустот, образовавшихся в результате добычи руды шахтным способом для производства калийных удобрений.
Разработанные рядом компаний программы экологических мероприятий на 2004-2010 гг. не смогут без государственной поддержки решить всех связанных с химическими предприятиями экологических проблем городов и отдельных регионов.
Выводы. Рассмотренные выше факторы и причины так или иначе зависят друг от друга и образуют своего рода порочный круг или клубок проблем, результирующий в системную проблему химического комплекса России. Очевидно, что для преодоления препятствий на пути решения этой проблемы нужны согласованные усилия государства и частного бизнеса, необходим комплекс мер промышленной политики.
Обсуждение таких мер с широким участием крупных бизнес-структур выявило их заинтересованность в проведении четкой государственной политики, в наличии стратегии развития химического комплекса, рассчитанной по меньшей мере до 2015 года, обеспечивающей согласование интересов бизнеса и государства, способствующей выбору эффективных направлений развития, а также снижению рисков, связанных, прежде всего, с ошибками в определении направлений развития.