Для того, чтобы составить более точный портрет стиля управления руководителя СТВ «ТВиСТ», нами была использована методика «решетка менеджмента» в интерпретации Н.Н. Обозова.
Методика по графическому определению в пространстве управленческих стилей руководства была разработана американскими психологами Р. Блейком и Д. Мутоном в 60-е годы. В так называемой «решетке менеджмента» пространство управленческих стилей руководства создается двумя измерениями. Первое измерение – ориентация на производство (производственные задания). Второе измерение – ориентация на персонал, на заботу о людях.
Управление в новых условиях рыночной экономики предполагает совершенствование управленческих навыков руководителя (менеджера). Каков образ идеального менеджера в Вашем представлении? Каков Ваш стиль управления? Попробуйте проанализировать этот стиль с помощью «решетки менеджмента», которая описывает характерные типы управленческого поведения. С помощью этой «решетки» можете проанализировать и стили управления хорошо знакомых Вам руководителей.
Инструкция. В тест-опроснике представлены 18 суждений, касающихся разных аспектов поведения руководителя. Исходя из Ваших собственных предпочтений, выскажите мнение о том, как поступили бы Вы в каждой из описываемых ситуаций. На каждое из суждений следует отобрать одну из предложенных пяти альтернатив: «Всегда», «Часто», «Иногда», «Редко», «Никогда». Отметьте выбранные Вами ответы-альтернативы на каждое из 18 высказываний в бланке регистрации ответов знаком «плюс» (+).
Тест-опросник
1*. Я действую как представитель этого коллектива.
2. Я предоставляю членам коллектива полную свободу в выполнении работы.
3*. Я поощряю применение единообразных (унифицированных) способов работы.
4. Я разрешаю подчиненным решать задачи по их усмотрению.
5. Я побуждаю членов коллектива к большему напряжению в работе.
6. Я предоставляю подчиненным возможность делать работу так, как они считают наиболее целесообразным.
7. Я поддерживаю высокий темп работы.
8. Я стараюсь направить помыслы людей на выполнение учебно-производственных заданий.
9*. Я разрешаю возникающие в коллективе конфликты.
10*. Я неохотно предоставляю подчиненным свободу действий.
11*. Я решаю сам, что и как должно быть сделано.
12.Я уделяю основное внимание показателям учебно-производственной деятельности.
13.Я распределяю поручения подчиненным, исходя из производственной необходимости.
14. Я способствую разным изменениям в своей организации. 15*. Я тщательно планирую работу своего коллектива.
16*. Я не объясняю подчиненным свои действия и решения.
17*. Я стремлюсь убедить подчиненных, что мои действия и намерения – для их же пользы.
18. Я предоставляю подчиненным возможность (за пределами расписания занятий) устанавливать свой режим работы.
Анализ и интерпретация тестирования
Порядок заполнения бланка регистрации ответов:
1. В суждениях, отмеченных звездочками, там, где выбраны альтернативы «Редко» и «Никогда», проставить единицы.
2. В суждениях, которые звездочками не отмечены, там, где выбраны альтернативы «Всегда» и «Часто», также проставить единицы.
3. Ответы-альтернативы, отмеченные единицами, в суждениях 2, 4, 5, 6, 8, 10*, 14, 16*, 18 обвести кружками. Суммировать единицы в кружках и полученный результат записать в позицию П (персонал).
4. Суммировать остальные единицы в бланке ответов и результат записать в позицию З (Производство, производственные задания).
5. Нанести координаты по позициям «П» и «3» на «решетку менеджмента» (рис. 2.2).
Бланк регистрации ответов
Порядковые номера суждений |
Выбранные ответы альтернативы | ||||
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда | |
1* |
+ | ||||
2 |
+1 | ||||
3* |
+ | ||||
4 |
+ | ||||
5 |
+1 | ||||
6 |
+1 | ||||
7 |
+1 | ||||
8 |
+ | ||||
9* |
+ | ||||
10* |
+1 | ||||
11* |
+1 | ||||
12 |
+ | ||||
13 |
+1 | ||||
14 |
+1 | ||||
15* |
+ | ||||
16* |
+1 | ||||
17* |
+ | ||||
18 |
+1 |