Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
Это предполагает то, что формируется организационная структура фирмы, определяются факторы и методы построения организационной структуры. То есть происходит процесс создания или улучшения организационной структуры, взаимосвязка входящих в нее экономических служб, их интеграция и дезинтеграция. На этом этапе также происходит расстановка руководящих кадров экономических служб и подразделений, происходит процесс формирования должностных инструкций, а также разграничения полномочий и ответственности, выделяются линейные и штабные экономические службы.
Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировкой. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием. [30, стр. 94]
Этот путь реализации функции организации предполагает то, что в организации должна быть создана система оперативного реагирования на изменения в короткий промежуток времени. В эту систему могут входить такие экономические службы или отделы, как например: диспетчерская служба, плановый отдел, экономический отдел, бухгалтерия и тому подобное. Отличительной особенностью этой системы будет служить то, что руководитель будет иметь постоянно информацию по положению дел в подразделениях и если потребуется – комплекс необходимых мер, которые следует принять в том или ином случае.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента. [4, стр. 46]
Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению (схема 1.1).
Схема 1.1. Факторы, определяющие организационную структуру
Цели – это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:
- четкая ориентация на определенный интервал времени;
- конкретность и измеримость;
- непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;
- адресность и контролируемость.
Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей (один из возможных вариантов которой представлен в таблице 1.1) позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. [29, стр. 62]
Таблица 1.1 Классификация целей
Критерий классификации |
Группы целей | |
Период установления |
Стратегические Тактические |
Оперативные |
Содержание |
Экономические Организационные Научные |
Социальные Технические Политические |
Функциональная структура |
Маркетинговые Инновационные Кадровые |
Производственные Финансовые Административные |
Среда |
Внутренняя |
Внешняя |
Приоритетность |
Особо приоритетные Приоритетные |
Прочие |
Измеримость |
Количественные |
Качественные |
Повторяемость |
Постоянные (повторяющиеся) |
Разовые |
Иерархия |
Организации |
Подразделений |
Стадии жизненного цикла |
Проектирование и создание объекта Рост объекта |
Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта |
В качестве примера ниже рассматривается процесс целеполагания по функциональным подсистемам, чаще всего выделяемым в организациях (маркетингу, нововведениям, производству, персоналу, финансам и общему менеджменту), а в таблице 1.2 приводятся примерные формулировки целей по этим подсистемам. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.
Таблица 1.2. Формулировки целей функциональных подсистем в коммерческих организаций
Функциональная подсистема |
Ключевая цель |
Маркетинг |
Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на конкретном рынке |
Производство |
Достичь наивысшего уровня производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции |
Научно-исследовательские разработки (инновации) |
Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж) |
Финансы |
Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов |
Персонал. |
Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе |
Общий менеджмент |
Определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов |