рефераты по менеджменту

Основы американского менеджмента

Страница
2

Важно учитывать, что первостепенная задача менеджмента заключается в созда­нии организационной культуры, творческого инновационного климата, стимули­рующих работников на нововведения. Руководители предприятий призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен. Важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практиче­ское обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов, с высо­ким чувством ответственности за результаты деятельности предприятия.

Сказанное выше предъявляет высокие требования к подготовке специалистов-менеджеров и в первую очередь тех, которые будут заняты во внешнеэкономической сфере деятельности и связаны с подготовкой и принятием решений в этой области. Знание ими проблем теории и практики менеджмента обязательно. Без этого невоз­можно эффективно работать в области управления производством, внешнеэкономи­ческими связями на уровне предприятий (объединений). Поэтому в преподавании экономических дисциплин менеджмент все более выдвигается на первый план.

Полагаем, что овладению знаниями в области менеджмента окажет помощь третье издание учебника "Менеджмент". Практические навыки в области менедж­мента обучающиеся смогут получить в издаваемом одновременно Практикуме по менеджменту.

В учебнике раскрывается система управления в крупных промышленных фир­мах Запада.

Учебник состоит из четырех разделов: "Основы менеджмента", "Внутрифирменное управление", "Управление производством", "Управление персоналом".

В первом разделе рассматриваются организационно - правовые основы менедж­мента и его технология. Основное внимание уделяется классификации фирм, пра­вовому регулированию образования и деятельности фирм, организации управления в крупных промышленных фирмах. Технология менеджмента включает такие во­просы, как выработка целей и стратегии в менеджменте, процесс принятия и реали­зации управленческих решений, информационное обеспечение менеджмента.

Три других раздела посвящены экономическому механизму менеджмента.

Внутрифирменное управление раскрывает общие принципы, функции и эконо­мические методы управления. Подробно проанализированы такие функции управ­ления, как маркетинг, планирование, организация, контроль, в системе которого рассматриваются финансовый менеджмент, а также важнейшие экономические ме­тоды: коммерческий расчет, внутрифирменный расчет, цены и механизм ценообра­зования.

При рассмотрении вопросов управления производством используется систем­ный подход как методологическая основа управления производством. В отдельных главах раскрываются производственная система, ее структура и типы; организация производства, оперативное управление развитием производства, эффективность производства; инновационный менеджмент, система регулирования и обеспечения процесса производства, организационные структуры управления производством и управление международной деятельностью фирм.

Проблемы управления персоналом раскрываются в главах, посвященных разра­ботке и проведению кадровой политики в фирме, оплате и стимулированию труда, групповому управлению и социально-психологическим аспектам управления.

Организация управления в американких, фирмах

Структура управления крупными промышленными фирмами формируется под влиянием различных факторов. С одной стороны, это требования, выдвигаемые рос­том масштабов производства, усилением его диверсификации и усложнением вы­пускаемой продукции; расширением в результате интернационализации территори­альной разобщенности производства. С другой стороны, она носит на себе отпечаток исторических особенностей формирования и развития конкретных фирм. Здесь не­посредственным образом сказываются преобладание в отдельных странах традици­онно сложившихся типов компаний; различие в законодательстве, регулирующем хозяйственную деятельность фирм; связь фирм с военно-промышленным комплек­сом и др. Хотя каждый из этих факторов имеет самостоятельное значение, но имен­но их сочетание определяет особенности организационной структуры, как конкрет­ной фирмы, так и фирм отдельных стран. Поэтому, хотя и существуют многие об­щие черты, присущие структуре управления крупными фирмами, тем не менее, важное значение имеют учет и изучение специфических особенностей организаци­онной структуры, сложившихся в конкретных условиях.

В наибольшей степени особенности структуры управления современными ТНК определяются историческими условиями их формирования и развития и носят на себе отпечаток того типа предприятий, который сложился на ранних ступенях раз­вития фирмы. Это, в частности, находит выражение в характере взаимоотношений между производственными отделениями современной фирмы и обусловливает место и роль производственных отделений в организационной структуре фирмы.

В современных условиях западноевропейские и японские компании приобрели многие общие с американскими фирмами черты в применении принципов децен­трализации в управлении. Это обусловлено усилением процессов концентрации и централизации производства под влиянием научно-технической революции и обо­стрения конкурентной борьбы на мировом рынке. Прежде всего, отмечается рост размеров западноевропейских и японских компаний, которые по оборотам прибли­жаются к американским.

Рост масштабов хозяйственной деятельности обусловил произведенную боль­шинством западноевропейских компаний реорганизацию управления и использова­ние американского опыта в формировании организационной структуры управления. Большое значение имеет отход как западноевропейских, так и японских фирм от узкой специализации производства и превращение их в высоко диверсифицирован­ные комплексы. Это нашло отражение в структуре управления, так как в рамках компаний создавались производственные отделения или группы отделений по раз­личным видам диверсифицированной продукции и сферам деятельности.

Однако наряду с многими общими чертами американские, западноевропейские и японские ТНК имеют в организации управления свои особенности, которые вытекают, прежде всего, из исторических условий развития определенных типов компа­ний в разных странах. Американские фирмы на ранней ступени своего развития создавались в форме трестов. Поэтому в таких компаниях, как, например, "Дженерал моторе", "Крайслер", "Форд мотор", промышленные предприятия, вхо­дящие в производственные отделения, лишены всякой самостоятельности. Директо­ра таких предприятий полностью подчинены распоряжениям руководства произ­водственных отделений, в которые они входят. В особенности это касается вопросов снятия с производства старой продукции и перехода на выпуск новой, установления цен, приобретения оборудования и др. Производственное отделение в таких компа­ниях распределяет заказы между предприятиями, осуществляет материально-техническое снабжение, следит за выполнением планов выпуска продукции, контро­лирует выполнение таких функций заводов, как планирование, управление качест­вом, обслуживание оборудования, обеспечение кадрами и др.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту