рефераты по менеджменту

Основы американского менеджмента

Страница
1

Введение

Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, дей­ствующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необ­ходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, свя­занными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индиви­дуальных потребителей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений Особенность современно­го менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рационального веде­ния хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптималь­ной адаптации фирмы к новым рыночным условиям. Система управления, отве­чающая таким требованиям, логике и закономерностям социально-экономического развития, должна быть гибкой и эффективной.

Этим обусловлено постоянное совершенствование менеджмента в промышлен­ных фирмах Запада в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей и обострением пробле­мы сбыта, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и других параметров продукции ускоряющимся научно-техническим прогрессом Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления воздействуют на организационную структуру фирмы и ведут к перераспределению функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д.

Современная теория и практика менеджмента приобретает особое значение с двух точек зрения

Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена - предприятия, производственного отделения. Практическое использование такого опыта на отечественных предприятиях и объединениях - одна из первоочередных задач.

Во-вторых, широкий выход отечественных предприятий и объединений на миро­вые рынки обусловливает необходимость изучения и знания практики менеджмента

Одним из приоритетных направлений перестройки управления российской эко­номикой в современных условиях стала разработка методологических основ по применению менеджмента в практике предприятий, объединений, концернов и дру­гих хозяйственных организаций. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных фирм Запада в отечественные условия, а творческий поиск новых решений. Вместо декларации о необходимости использования рыночных отношений активно проводится работа по изысканию конкретных и реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства. В част­ности, к основным направлениям реформы предприятий, реализуемой в настоящее время, можно отнести

• изменение взаимоотношений собственников и управляющих предприятий, что означает подотчетность управ

ляющих предприятий собственникам, раз­деление должностей управляющего и председателя совета директо

ров в под контрольных государству компаниях, ограничение совмещений одним лицом постов руководите

лей в разных компаниях;

• оказание государственной поддержки только тем предприятиям, которые отвечают требованиям реформы,

своевременно производят исполнение текущих платежей в бюджет;

• переход на международно признанные нормы бухгалтерского учета, что обес­печит доступ к отчетности пред

приятий собственникам и инвесторам;

• поощрение деятельности активно реформирующихся предприятий путем снижения налога на прибыль;

• переоценку активов предприятий по рыночной стоимости;

• регулирование правоотношений коммерческой организации и ее руководите­ля, повышение степени ответст-

венности последнего.

Для реализации намеченных направлений реформы предприятий потребуются решительные шаги, известная смелость в применении менеджмента на российских предприятиях.

Вполне понятно, что управление предприятиями должно иметь специфические особенности в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, характера выпускаемой продукции - средств производства или предметов потребления, обес­печенности современной электронно-вычислительной техникой, степени вовлечения во внешнеэкономическую деятельность. Однако определяющими факторами явля­ются формирование и развитие рыночных отношений, конвертируемость рубля, стабилизация рыночных цен, эффективность использования инструментов финан­сово-кредитного механизма.

Проведение радикальной экономической реформы, предусматривающей измене­ние форм собственности, право предприятий на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, в частности, в определении материальных, тру­довых и финансовых ресурсов, распределении прибыли (доходов) предприятий, выхода на внешние рынки, создает объективные экономические условия и вызывает необходимость применения менеджмента на российских предприятиях.

Опыт последних лет показал, что с переходом на новые условия хозяйствования в России нарастают позитивные процессы, позволяющие вопрос об эффективном управлении предприятиями ставить как практическую задачу. Однако каким бы прогрессивным и передовым ни был зарубежный опыт, ценность его состоит не только в том, чтобы служить образцом для подражания, но главным образом в том, чтобы быть ключом к анализу собственного опыта и практики, уметь в них разо­браться, получить материал для сравнений и сопоставлений.

Залогом успеха является хорошее знание мировой практики. Это повышает пре­стиж не только специалистов-руководителей, но и страны в целом. И чем быстрее будут преодолены недостатки в области управления предприятиями, тем полнее раскроются потенциальные возможности российской экономики, усилится стиму­лирующее влияние на повышение качества продукции и ее конкурентоспособность.

В новых условиях хозяйствования система подготовки и переподготовки пред­принимателей и руководителей предприятий нуждается в такой постановке дела, при которой обучающимся специалистам создаются условия для активного овладения в полной мере знаниями экономического механизма менеджмента. Специали­сты обязаны глубоко осознать, что приспособление к требованиям конкретных рын­ков по уровню качества, технико-экономическим параметрам продукции, цене, сро­кам поставки должно осуществляться заранее, на стадии разработки новой продук­ции или модернизации и усовершенствования выпускаемых изделий, до начала производственного цикла пли в самом процессе производства, а также на стадии разработки сбытовой политики. Это требует не только овладения конкретными зна­ниями, но и нового мышления.

Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей (в особенности тех, кто принимает стратегические решения) высокие требования. Важнейшей функцией высшего руководства предприятий становится разработка и реализация эффективной стратегии, ориентированной на рыночные критерии. Не­обходима совершенно новая концепция развития организации, жизнеспособная в новых хозяйственных условиях. Постоянное обновление продукции должно стать определяющим фактором выживания отдельных предприятий, стабилизации и дальнейшего процветания российской экономики.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту